Владимир Путин и Олаф Шольц обсудили эскалацию вокруг Украины

Путин дал понять, что признания ДНР и ЛНР пока не будет
Путин еще раз заявил, что, хотя ответы на главные вопросы европейской безопасности, волнующие Россию, от США не получены, переговоры продолжатся/ Mikhail Klimentyev / Sputnik / AFP

Президент России Владимир Путин 15 февраля впервые принял в Кремле только что прилетевшего из Киева канцлера ФРГ Олафа Шольца. Путин постарался поставить точку в вопросе эскалации на западном направлении и в качестве демонстрации доброй воли дал понять, что пока воздержится от признания самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ЛНР и ДНР) ради исполнения минских соглашений.

Вежливый отказ

Путин считает, что направленное ему 15 февраля обращение Госдумы о признании независимости самопровозглашенных ДНР и ЛНР (о том, как вопрос обсуждался на Охотном Ряду, см. статью на стр. 2) вызвано тем, что депутаты тонко чувствуют мнение избирателей. Президент подчеркнул, что Госдума приняла вариант обращения, который был внесен КПРФ, а не правящей «Единой Россией», а голосование было «открытым и свободным» и отражает желание граждан помочь Донбассу.

«Это совершенно очевидно: в нашей стране подавляющее большинство людей сочувствуют жителям Донбасса, поддерживают их и надеются, что ситуация там коренным образом изменится в лучшую для них сторону, – сказал Путин на совместной пресс-конференции с Шольцем после переговоров с ним в Кремле. – Я буду исходить из того, что мы должны все сделать для решения проблем Донбасса, но сделать это, прежде всего исходя из не до конца реализованных возможностей по исполнению минских соглашений.

Мы очень рассчитываем на то, что наши партнеры и за океаном, и в Европе, прежде всего ФРГ и Франция, окажут соответствующее влияние на сегодняшние власти Киева и это решение будет найдено».

Шольц на пресс-конференции в Москве также заметил, что усилия по выполнению минских соглашений во всех форматах должны продолжаться. Фактически слова российского президента по итогам встречи с Шольцем означают, что признания ДНР и ЛНР даже после обращения Госдумы пока не будет, уверен эксперт клуба «Валдай» Артем Соколов. Можно предположить, что глава государства принял соответствующее решение по итогам переговоров Шольца в Киеве, на которых украинский президент Владимир Зеленский пообещал представить в ближайшее время пакет документов по реализации минских соглашений, продолжает эксперт.

Международная реакция

Самого обращения Госдумы к Путину оказалось достаточно для того, чтобы вызвать реакцию. Уже вечером 15 февраля телеканал CNN сообщил, что президент Франции Эмманюэль Макрон, который 12 февраля обсуждал с Путиным вопросы безопасности в Европе, призвал его не признавать независимость ДНР и ЛНР. Генсек НАТО Йенс Столтенберг и министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявили 15 февраля, что признание независимости ДНР и ЛНР будет означать выход России из минских соглашений. 

«Такой шаг нанесет серьезный удар политико-дипломатическому урегулированию, над продвижением которого сейчас активно работают Украина и ее партнеры», – говорится в заявлении украинского МИДа. В заявлении сказано, что поддержка этого постановления со стороны президента России будет иметь «гораздо более широкие разрушительные последствия для международного правопорядка и глобальной архитектуры безопасности» и поэтому МИД Украины призывает Москву «занять конструктивную позицию».

По данным ТАСС, посольство США на Украине назвало решение российских депутатов «попыткой нарушения суверенитета» страны. А глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевичс призвал Евросоюз ввести в отношении России санкции в случае признания ДНР и ЛНР.

Возможность признания ДНР и ЛНР остается козырем в рукаве России, считает генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Сейчас именно российское руководство может обвинять Киев в несоблюдении минских соглашений, но после признания ДНР и ЛНР именно Россию будут считать «стороной, которая забила последний гвоздь в крышку гроба» соглашений, подчеркивает Кортунов. Гипотетическое признание республик должно, по логике, сопровождаться подписанием договоров с ними, говорит эксперт, а в них могут оказаться пункты о размещении войск в Донбассе. Это может вызвать западные санкции, считает Кортунов.

Россия, НАТО, Германия, Украина

В целом же Путин и Шольц повторили на пресс-конференции уже известные подходы к вопросам конфликта на Украине и европейской безопасности. Путин еще раз заявил, что, хотя ответы на главные вопросы европейской безопасности, волнующие Россию, от США не получены, переговоры продолжатся. Шольц отметил как позитивную новость о прекращении части учений российских войск. 

В декабре 2021 г. МИД передал Западу требования России в области безопасности. Среди них – нерасширение НАТО, запрет на вступление в альянс Украины и Грузии, а также отказ НАТО от создания военной инфраструктуры в постсоветских странах, которые Россия считает главными. 26 января США и НАТО дали свой ответ, отвергнув эти требования России, но США согласились вести переговоры о контроле над вооружениями и учениями в Европе. Западные руководители и СМИ неоднократно заявляли о намерении России «напасть» на Украину. Помощник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан утверждал, что Россия может вторгнуться на Украину и до конца Олимпиады, т. е. до 20 февраля. Российские официальные лица неоднократно опровергали планы «вторжения» на Украину. 

В попытках деэскалировать ситуацию активизировалась европейская дипломатия. 18 января в Москве прошла встреча министров иностранных дел России и Германии Сергея Лаврова и Анналены Бербок. 7 февраля Москву посетил Макрон. Он провел переговоры с российским лидером Владимиром Путиным, после чего заявил об успехе в предотвращении дальнейшей эскалации. 

Коалиционное соглашение правительства Шольца также содержит упоминание о необходимости стабильных отношений с Россией, напоминает Соколов. Обострение ситуации на Украине вызвало массированное внешнее и внутреннее давление на Шольца и его партию, которые якобы нарушали единую позицию Запада в отношении России. Москва и Берлин могут рассчитывать на частичную нормализацию диалога, заключает Соколов.