В России отменена регистрация филиалов наиболее известных западных центров и фондов
При нынешних отношениях с Западом им не нашлось места в стране
Минюст России 8 апреля опубликовал сообщение о лишении регистрации в России представительств нескольких иностранных аналитических центров, фондов и правозащитных организаций. В их число попали Московский центр Карнеги, представительства правозащитных организаций, фондов, связанных с немецкими политическими партиями, и ряда других структур. Как говорится в сообщении Минюста, все они лишены регистрации в связи «с выявленными нарушениями действующего законодательства», но в чем они состояли – не сообщается. «Ведомости» направили запрос в Минюст.
«Могу лишь сообщить, что мы, как представительство иностранной организации, в России гости и обязаны соблюдать все законы России. Поэтому будем делать все по закону. Будущим коллектива занимаются коллеги из отдела кадров», – сообщил «Ведомостям» источник в Центре Карнеги. Директор Центра Дмитрий Тренин отказался комментировать решение Минюста. Московский центр Карнеги являлся одним из самых влиятельных представительств в России американских аналитических центров. Его директорами в разные годы были Майкл Макфол, который при президенте Бараке Обаме стал послом США в России, и Роуз Гётемюллер, в дальнейшем работавшая заместителем госсекретаря США и заместителем генсека НАТО. Новых публикаций на сайте центра нет с 23 февраля.
Организации Human Rights Watch (HRW) и Amnesty International намерены продолжить работу в России. HRW работала в России 30 лет и будет призывать власти России к соблюдению стандартов системы ООН по правам человека, заявил исполнительный директор организации Кеннет Рот. Но организация будет вынуждена закрыть офис в России, добавил он. Деятельность Amnesty International по защите прав жителей России будет продолжена и закрытие офиса в Москве этому не помешает, сообщила генсекретарь международной организации Аньес Калламар.
Кого лишили регистрации
Президент ассоциации Wspólnota Polska («Польская община»), представительство которой оказалось в списке Минюста, Дариуш Петр Бониславский заявил, что в организации не знают, за какие нарушения их убрали из российского реестра. Представители германских фондов, ассоциированных с политическими партиями ФРГ, пока не дают комментариев.
Решение Минюста – это один из примеров проходящего сейчас между Россией и Западом «размежевания на фундаментальном уровне», считает главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. «Присутствие здесь с начала 90-х гг. ведущих западных институтов, которые работали напрямую с российским общественным мнением, с экспертами, было частью курса на интеграцию России в единое интеллектуальное пространство, – говорит он. – Сейчас мы пришли к другой фазе: мы очень интенсивно уходим из этого единого пространства и хотим создавать собственное». И присутствие зарубежных центров и фондов совершенно противоречит этой задумке, уверен он. Политолог добавил, что «то давление или то неприятие России», которое наблюдается в США и Европе, дает поводы прекратить работу подобных организаций.
Этот шаг был предопределен, считает юрист Иван Брикульский: «Есть понимание, что нужно бороться со всеми организациями, которые получают иностранное финансирование, а эти организации получают его непосредственно». Юрист отмечает, что решение Минюста скажется на разных областях сотрудничества: «Фонд Фридриха Эберта – это культурная и образовательная связь между Россией и Германией, образовательные проекты, в том числе для студентов в Германии. Они будут свернуты».
Немецкие политические фонды, работавшие в России, имели разные подходы и методологию работы, которые зависели от идейных установок тех партий, с которыми они ассоциировались, напоминает научный сотрудник Центра европейских исследований ИМИ МГИМО Артем Соколов. Разница подходов Фонда Генриха Белля, ассоциированного с «Зелеными», и Фонда Фридриха Эберта, с СДПГ, была огромна, все эти организации нельзя подводить под один знаменатель. К части этих организаций у российских властей вопросы были давно и для них то, что произошло, логично, говорит Соколов. Но при этом, по его словам, были фонды, к которым у российских властей не было ярко выраженных претензий.
Эксперт предполагает, что вся система российско-германских отношений в сфере гражданского общества переживает период полной трансформации. Эта система, сформированная на рубеже 1980–1990-х гг., в том числе и усилиями этих фондов, устарела, причем еще до событий февраля 2022 г. и даже до 2014 г., считает он.
В подготовке статьи участвовала Марина Царева