Раздел шельфа с Норвегией изучат заново
Это сигнал в ответ на непропуск российских грузов на ШпицбергенСпикер Госдумы Вячеслав Володин 5 июля поручил председателю думского комитета по международным делам Леониду Слуцкому рассмотреть вместе с МИДом вопрос о приостановке или денонсации договора 2010 г. между Россией и Норвегией о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане. Поводом для такого предложения названа ситуация с отказом Осло пропускать грузы для российских поселков на острове Шпицберген.
По договору Россия уступила Норвегии спорные 175 000 кв. км в Баренцевом море из соображений укрепления региональной безопасности и добрососедства. Но, как напомнил депутат от КПРФ Михаил Матвеев, с середины июня 2022 г. Осло препятствует пропуску грузов для российских поселков на Шпицбергене, в том числе в населенный пункт Баренцбург. Соответствующая заявка МИД России и треста «Арктикуголь» на пропуск 20 т товаров была отклонена 15 июня, о чем стало известно 28 июня. Этот трест ведет добычу угля на Шпицбергене, а в Баренцбурге живет работающий на его предприятиях российский персонал.
Этот вопрос поднял на заседании Госдумы Матвеев. «Не стоит ли нам поручить профильному комитету изучить с МИДом вопрос о денонсации либо о приостановке действия данного договора?» – предложил Матвеев. Володин поддержал предложение.
Уступленный норвежской стороне район, принадлежность которого была дискуссионной в течение 40 лет (переговоры шли с 1970 г.), находился между двумя ограничительными линиями. В итоге в апреле 2010 г. министры иностранных дел России и Норвегии Сергей Лавров и Йонас Гар Стере в Осло предложили «установить линию, которая делит весь спорный район на две части примерно равного размера». Этот принцип был закреплен в договоре, подписанном 15 сентября 2010 г. тогдашним президентом России Дмитрием Медведевым и премьером Норвегии Йенсом Столтенбергом в Мурманске. Таким образом был снят мораторий на разработку нефтегазовых месторождений арктического континентального шельфа на спорной до этого территории.
В течение двух лет после заключения соглашения норвежцы вели сейсморазведку в отошедшем им районе. По данным нефтяного директората (NPD) страны, изыскания показали наличие в районе извлекаемых запасов не менее чем на 1,9 млрд барр. углеводородов (15% – нефть), что подняло оценку извлекаемых шельфовых запасов Норвегии на 11% до 18,7 млрд барр.
Какая-либо добыча в этом районе пока так и не началась, но там действительно есть перспективные участки углеводородов для Норвегии, разведанные запасы которой истощаются, отмечает замгендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач. «В 2010 г. подписание соглашения было поводом для большой радости норвежцев. В этом смысле денонсация может быть чувствительным для Осло шагом, хотя здесь стоит отдельно также оценивать юридические возможности и тонкости такого решения для обеих сторон», – говорит Гривач.
Потенциальная денонсация договора на фоне ситуации вокруг Шпицбергена означала бы резкую эскалацию напряженности как в самом регионе, так и между Россией и НАТО в целом, говорит аналитик Института международных исследований МГИМО Никита Липунов. В этом сейчас не заинтересован никто, считает он.