Долги развивающихся стран Китаю становятся все более проблемными

Но Пекин может относительно безболезненно урегулировать вопрос
Проблемы с задолженностью Китаю развивающихся стран не столь критичны для его экономики, так как они связаны в основном с Народным банком, с государством и госкомпаниями/ Carlos Garcia Rawlins / Reuters

Произошедший в апреле 2022 г. дефолт Шри-Ланки по ее суверенному долгу обнажил проблему плохих кредитов, выданных Китаем ряду развивающихся стран. В особенности это касается Азиатско-Тихоокеанского региона и Африки, главным образом в рамках действующей с 2013 г. инициативы «Один пояс – один путь», пишет Financial Times.

По данным американского Института предпринимательства, к 2022 г. стоимость китайских инфраструктурных проектов и других сделок, классифицируемых как «Пояс и путь», достигла $838 млрд. Но, согласно отчету ОЭСР, к июлю 2022 г. инфраструктурные кредиты, выданные КНР не менее чем 52 развивающимся странам, оценивались как «высокорискованные». Доля кредитов, условия которых должны быть пересмотрены, в 2020 и 2021 гг. выросла до $52 млрд (в 2018–2019 гг. – $16 млрд), по данным исследовательского центра Rhodium.

По данным Международного валютного фонда (МВФ), крупнейшим должником Китая является Пакистан ($23,4 млрд). 2-е место занимает Ангола ($22,1 млрд), 3-е – Эфиопия ($7,9 млрд).

Угроза долгового кризиса по кредитам, выданным Китаем развивающимся странам, на самом деле преувеличена, а китайцы вполне способны разобраться с встающими перед ними проблемами, говорит директор ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. Он считает, что в вопросе реструктуризации долгов стран Азии и Африки Пекин будет подходить к каждому случаю индивидуально и многое будет зависеть от того, какая именно китайская госкомпания или ведомство отвечает за конкретный проект. Кашин напомнил, что Китай соглашается на реструктуризацию долгов в некоторых случаях. По его словам, весной 2022 г. были начаты соответствующие переговоры с Замбией. Что касается Шри-Ланки, то причиной ее дефолта стал не китайский долг, а сочетание последствий пандемии коронавируса, подорвавшей туризм, роста глобальных цен на сырье и собственных ошибок ланкийского правительства, ограничивающих использование удобрений. Кроме того, напоминает Кашин, Китай не был крупнейшим кредитором Шри-Ланки. На него приходилось только 20% внешнего долга, в то время как 36% – на выпущенные правительством острова евробонды.

Проблемы с задолженностью Китаю развивающихся стран не столь критичны для его экономики, так как они связаны в основном с Народным банком, с государством и госкомпаниями, говорит аналитик «Открытие инвестиций» Андрей Кочетков. Проблемой этих стран являются скорее кредиты от МВФ с более строгими рамками погашения и сложностями рефинансирования, чем долги перед Пекином, которые являются частью политико-экономического сотрудничества. Так что китайцы ради выплат не будут подталкивать такие государства к дефолту, считает Кочетков.

С точки зрения развития китайских компаний это неприятная история, так как развивающиеся страны в случае цепочки дефолтов могут перестать обслуживать свои обязательства и Китай не сможет стимулировать таким образом свои бизнесы, включенные в зарубежные инфраструктурные проекты. В Китае есть более серьезные внутриэкономические проблемы, например кризис на рынке недвижимости, так что внешние проблемы для экономики страны являются меньшим злом, чем внутренние, говорит Кочетков. Масштабы «Одного пояса» также не столь значительны для Китая, продолжает эксперт, ожидалось, что стоимость проекта составит несколько триллионов долларов на несколько десятилетий, сейчас программа реализована примерно на 10% и не весь этот объем находится в зоне риска.