«Опора России» попросила оценить слова депутата Топилина в адрес производителей пива

Но юридическими последствиями главе комитета по экономической политике это вряд ли грозит
Топилин пообещал рассмотреть письма, когда они поступят, отметив, что критике подвергся репост чужой публикации
Топилин пообещал рассмотреть письма, когда они поступят, отметив, что критике подвергся репост чужой публикации / Евгений Разумный / Ведомости

«Опора России» попросила лидера фракции «Единая Россия» в Госдуме Владимира Васильева оценить высказывания председателя комитета нижней палаты парламента по экономполитике Максима Топилина. Копия письма за подписью члена президиума «Опоры России» Алексея Небольсина есть у «Ведомостей».

Поводом послужил пост, который опубликован 29 июля в Telegram-канале депутата. В нем утверждается, что россияне стали чаще травиться пивом, продаваемым в «разливайках» производства «ноунейм-брендов, небольших компаний, которых 92% рынка». Среди «мелочевки» в посте перечислены компании главы Союза российских пивоваров Даниила Бримана («Сибирь», «Суздальский пивовар» и Craft-U-Brewery) и самого Небольсина (брендом «Яблочный Спас», продукция которого якобы «взрывается на полках», владеет его семья). В следующем году из-за маркировки «под контроль попадет каждый миллилитр пива», а бизнес «российских пивных кустарей грозит массово посыпаться», в то время как «крупняки» не паникуют», говорится в публикации.

27 июля Минпромторг, Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки) и Ассоциация производителей пива (объединяет транснациональные пивоваренные компании Heineken, AB InBev Efes и «Балтика») сообщили, что договорились начать цифровую маркировку пивной продукции с 1 апреля 2023 г. Эти три производителя начнут сначала маркировать пиво в кегах, с 1 октября – в стеклянной и ПЭТ-таре, а с 15 января 2024 г. – в алюминиевых банках.

Как отмечал исполнительный директор ассоциации Вячеслав Мамонтов, маркировка обеспечит «эффективную борьбу с нелегальной продукцией». Не вводить обязательную маркировку пива в обращении к президенту РФ уже просил Союз российских пивоваров Бримана. Небольсин пояснил, что введение процедуры маркировки пива и агрегирование нанесенных меток в систему «Честный знак» – сложный процесс, который требует затрат на закупку оборудования и работу специалистов. В Ассоциации производителей пива уже говорили, что не считают этичным комментировать заявления других участников рынка.

«Сейчас идет активная работа, направленная на легализацию и включение в систему отслеживания с точки зрения учета производства и оборота пива всех предприятий, в том числе и малых, – заявил «Ведомостям» Топилин. – И мне кажется, ни у кого не должно быть сомнений, что все должны следить за качеством производимой продукции и платить налоги». Письма он пообещал рассмотреть, когда они поступят, отметив, что критике подвергся репост чужой публикации.

«Опора» между тем уже попросила депутата предоставить информацию об известных ему фактах отравлений, о которых сказано в Telegram-канале, пригрозив судом. Об этом говорится в письме за подписью председателя попечительского совета организации Сергея Борисова, с которым ознакомились «Ведомости». Также Топилин в ближайшее время выйдет из числа попечителей «Опоры России», которая должна бороться за интересы малого и среднего бизнеса, полагает Борисов. Юристы, впрочем, считают подачу гражданских исков к депутату практически бесперспективной.

«Право на иск общественных организаций, членами которых являются производители пива, а равно владельцев бизнеса не исключено, но представляется малоперспективным как с точки зрения критической оценки судами нарушенных прав таких заявителей, так и с необходимостью установления взаимосвязи распространенных сведений с этими организациями или бенефициарами бизнеса», – говорит управляющий партнер ЮК «Центральный округ» Дмитрий Просвирин.

Потенциал, по словам юриста, имели бы иски только со стороны производителей напитков, если бы явно были упомянуты в негативном ключе. В целом же в публикации идет речь о неких абстрактных «разливайках», отмечает управляющий партнер юридической фирмы DRC Саркис Дарбинян: «Такое высказывание представляет собой реализацию права на свободу самовыражения, которое защищается Конституцией».

«Лично я считаю, что данная ситуация – не предмет для обсуждения в комиссии по этике [«Единой России»], – сказал руководитель комиссии, депутат Госдумы Евгений Ревенко. – Каждый депутат, тем более такой опытный политик, как Максим Топилин, имеет право высказывать свое мнение». По его словам, если кому-то показалось, что он сделал это в резкой форме, они могут обсудить это с ним. Максимум, чего можно было бы ожидать, – это порицания депутата, говорит политолог, бывший лидер Партии любителей пива Константин Калачев.