Прекращение инспекций по ДСНВ не означает конца договора

Существует надежда, что сторонам удастся договориться
Евгений Разумный / Ведомости

Россия временно вывела из-под инспекций по договору об СНВ-3 свои объекты, заявил вечером 8 августа МИД России. Причиной в документе названы попытки возобновления США инспекционной деятельности с фактическим лишением Москвы возможности проводить аналогичные проверки на американских объектах из-за введенных антироссийских санкций.

В заявлении МИДа упомянуто закрытие американского воздушного пространства для российских самолетов, перевозящих соответствующие инспекции, дополнительные визовые препоны для членов инспекций и экипажей самолетов в транзитных странах по маршрутам следования. В то же время МИД заверил, что принятые меры носят временный характер и Россия привержена в полной мере соблюдению всех положений договора об СНВ, который, по мнению Москвы, остается «важнейшим инструментом поддержания международной безопасности и стабильности». Последние инспекции в рамках СНВ-3 проводились в 2019 г., а затем были прерваны из-за пандемии COVID-19.

Представитель Белого дома заявил, что США по-прежнему привержены ДСНВ, но отметил, что конкретные аспекты его выполнения будут обсуждаться с Россией по закрытым каналам.

Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, или СНВ-3) был заключен в 2010 г. на 10 лет и продлен еще на пять лет в 2021 г. после прихода к власти администрации президента Джо Байдена. Сейчас это последний действующий договор о контроле за вооружениями между Россией и США, он предусматривал сокращение количества стратегических вооружений до 700 развернутых (и 800 всего) носителей (подлодок, межконтинентальных ракет и тяжелых бомбардировщиков) и 1550 развернутых боезарядов. Согласно договору, стороны могут проводить инспекции развернутых носителей (баз подлодок, ракетных шахт и аэродромов – не более 10 в год) и мест хранения неразвернутых носителей, включая заводы по их производству (до восьми в год). За первые 10 лет действия договора стороны обменялись 328 инспекциями.

Ключевой элемент заявления МИДа – это указание на существующее противоречие между Россией и США в отношении к порядку проведения инспекций, отмечает научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович. Американцы пытаются восстановить инспекции явочным порядком, в то время как Россия хотела бы комплексного формализованного решения, отмечает Стефанович. Сам факт публикации подобного заявления свидетельствует о том, что российская сторона уверена в своей правоте, говорит эксперт. Нельзя исключать, что США согласятся на новые условия с учетом позиции России. Американская сторона заинтересована в продолжении проведения инспекций, считает Стефанович. В то же время существует вероятность, что заявление МИДа будет использовано для усиления давления на Москву, полагает эксперт.

Возможно, Вашингтон решит, что его устраивает тот режим, который существует сейчас: стороны обмениваются уведомлениями, спутники наблюдают за происходящим. В таком случае, по мнению Стефановича, со временем переговорщики придут к взаимоприемлемым условиям. Главное, чтобы с обеих сторон сохранялась уверенность в том, что контроль над вооружениями вообще и ДСНВ в частности служит укреплению национальной безопасности. Если же стороны решат, что взаимный контроль угрожает ей, это будет очень тревожный сигнал, заключает Стефанович.

Главную роль в случившемся сыграло ухудшение взаимоотношений России и США в целом: у граждан России, включая инспекторов, хронические визовые проблемы, отмечает эксперт Российского совета по международным делам Александр Ермаков. Естественно, американцы не отменят ограничений на полеты российских самолетов, введенных всем западным миром. Скорее всего, они скажут, что мы можем пролететь над Тихим океаном, не затрагивая закрытые для нас страны, полагает эксперт.

Раз США мешают в тех моментах, где это важно нам, то Россия в ответ мешает им, так как инспекции в рамках СНВ всегда были больше интересны именно американской стороне, объясняет Ермаков. Но, несмотря на все сложности, предполагает Ермаков, движения в сторону дальнейшей деградации ситуации с СНВ-3 можно избежать.

В подготовке статьи участвовали Анна Фомина и Вера Куличенкова