Импортозамещение оставляет Индию без оружия

Локализация производства сложной техники идет с трудом
Tauseef MUSTAFA / AFP

Принятая Индией политика импортозамещения делает страну более уязвимой перед китайской и пакистанской угрозами, сообщил 8 сентября Bloomberg со ссылкой на источники в руководстве страны. Политика премьера Нарендры Моди по развитию национального производства Make in India привела к большим затруднениям в закупках зарубежных вооружений. Из-за этого уже к 2026 г. индийские вооруженные силы будут испытывать критический недостаток в вертолетах, а к 2030 г. – нехватку сотен истребителей.

Make in India стартовала вскоре после прихода Моди к власти в 2014 г. Согласно этой политике, в стране планировали развернуть масштабное импортозамещение для создания рабочих мест. Правительство требовало, чтобы в собираемых на территории Индии иностранных вооружениях было от 30 до 60% отечественных компонентов. Определенных успехов на этом пути Индия достигла, пишет Bloomberg. Часть военной техники Нью-Дели закупает у местных производителей, однако мощностей страны пока не хватает для производства сложных комплексов вооружений, таких как дизель-электрические подводные лодки или истребители. Тот факт, что Индия по-прежнему является одним из самых больших в мире импортеров вооружений восемь лет спустя после начала Make in India, говорит о том, что страна не может произвести достаточно оружия для собственных нужд, поясняет Bloomberg.

Если такое положение останется неизменным, то Индия станет куда более уязвимой перед Пакистаном и Китаем. С последним у Нью-Дели произошел пограничный конфликт в 2020 г. в Гималаях, в результате чего, по официальным данным, погибло 20 индийских военнослужащих. Вероятное ослабление ВВС Индии из-за политики импортозамещения приведет к тому, что командованию надо будет развернуть на гималайской границе вдвое больше солдат, чем сейчас. Только в этом случае, пишет Bloomberg, у Индии получится эффективно противостоять Китаю.

На авиацию программа Моди оказала особенно вредное влияние – по подсчетам источника Bloomberg, к 2030 г. в распоряжении ВВС будут только 30 истребительных эскадрилий. При этом для эффективной защиты воздушного пространства страны необходимо 42 эскадрильи. Темпы производства истребителя Tejas национальной разработки составляют восемь машин (половина эскадрильи) в год, планы по наращиванию производства недавно были отменены.

Индийская армия активно использует легкие машины Cheetah французской разработки, собранные по лицензии более 50 лет назад. Более 80% вертолетов уже выслужили свой срок, заявили Bloomberg источники в минобороны страны. При этом вертолеты широко используются как ВВС, так и сухопутными войсками с ВМС. Большинство из них должны быть списаны уже к 2026 г., но заменить их машинами индийского производства получится только к 2030 г.

Кризисная ситуация в ВВС Индии связана не только с политикой Make in India, говорит эксперт Российского совета по международным делам Андрей Фролов. Но в случае действительно опасной для национальной безопасности ситуации Индия демонстрировала способность быстро закупать необходимые вооружения, напоминает эксперт.

По словам источника в системе военно-технического сотрудничества, наиболее важной причиной являются структурные проблемы оборонного бюджета Индии, из-за которых расходы на персонал росли гораздо быстрее, чем на вооружения, и закупка Индией сверхдорогих французских истребителей Rafale, которая на какое-то время иссушила закупочный бюджет. Правительство Моди решает первую проблему, реформируя принципы комплектования вооруженных сил, закупки Rafale завершаются. Так что скоро у Индии появятся возможности для обновления авиапарка вооруженных сил, в том числе и в России, говорит он. Проект по замене легких вертолетов российскими Ка-226, которые планируется производить в Индии, находится на высоком уровне проработки.

Политика Make in India с ее жесткими требованиями действительно привела к торможению практически всех иностранных проектов по производству вооружений в Индии вне зависимости от стран происхождения этих вооружений, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов.