Путь Токаева: действующий президент Казахстана победил на выборах

«Ведомости» изучили планы реформ, взгляды и особенности дипломатического лавирования между Россией, Китаем и Западом
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев/ Kazakhstan's presidential press service / AFP

В Казахстане прошли внеочередные президентские выборы. Действующий президент Касым-Жомарт Токаев заговорил о них в послании к народу 1 сентября. А уже 11 октября была закрыта регистрация кандидатов. У оппозиции не осталось шансов для консолидации вокруг альтернативной фигуры. Кроме Токаева в бюллетенях еще пять кандидатов, все они не очень известные общественные деятели. На дебаты, прошедшие 11 ноября, Токаев не явился. Правда, вместо себя он прислал руководителя избирательного штаба, председателя нижней палаты парламента Ерлана Кошанова.

В июне прошел инициированный Токаевым референдум, на котором срок полномочий президента был увеличен с пяти до семи лет. Но так как выборы проходят досрочно, на два года ранее запланированного, то фактически его полномочия истекут в тот же срок, как если бы он переизбирался на очередных выборах по старому закону. В январе в интервью телеканалу «Хабар 24» Токаев обещал, что не будет править дольше двух сроков, и фактически слово держит. Хотя и его предшественник Нурсултан Назарбаев, возглавивший в 1989 г. еще Казахскую ССР, также время от времени обещал отойти от дел, что не помешало ему удерживать власть три десятка лет. Но с учетом возраста Токаева свой последний по конституции президентский срок он закончит примерно в том же возрасте, в котором пост главы государства покинул Назарбаев.

Карьерный дипломат

Токаев родился в Алма-Ате, столице советского Казахстана, 17 мая 1953 г., когда в СССР после смерти Сталина шла масштабная «бериевская амнистия». В тяжелые годы коллективизации его отец Кемель Токаев остался сиротой в 10-летнем возрасте, воспитывался в детском доме, в начале войны окончил сержантские курсы и убыл на фронт. Сражался в Сталинграде, на Украине, в Белоруссии и Польше. Вернувшись с войны, отец Токаева выбрал карьеру писателя и журналиста. К моменту рождения будущего президента Кемель Токаев уже был главным редактором газеты «Пионер Казахстана». Мать преподавала в Алма-Атинском педагогическом институте иностранных языков. После школы их сын отправился в Москву, где поступил в МГИМО и изучал китайский. Практику Токаев проходил в советском посольстве в 1970 г. Тогда, после вооруженного конфликта вокруг острова Даманский, советско-китайские отношения находились в худшей точке за весь период многолетнего охлаждения.

После защиты диплома Токаев планировал вернуться домой, но получил предложение о работе в МИДе и на четыре года отправился в командировку в Сингапур, где наблюдал за реформами Ли Куан Ю. Затем получал дополнительное образование в Пекинском лингвистическом институте, работал в аппарате МИД СССР, а с 1985 по 1991 г. – в посольстве СССР в Пекине, где дослужился до советника. Там он застал активную фазу экономических реформ Дэн Сяопина и горбачевскую перезагрузку советско-китайских отношений. Китаисты обращают внимание, что Токаев переводил Горбачеву слова Дэн Сяопина во время визита генсека в Китай в 1989 г. и имел возможность лично наблюдать за кровавыми событиями на площади Тяньаньмэнь.

После распада СССР будущий президент решил продолжить дипломатическую карьеру в независимом Казахстане в команде Назарбаева. В 1992 г. он стал заместителем министра иностранных дел, а в 1994-м возглавил МИД. Одним из ключевых вопросов в начале его карьеры стало ядерное разоружение Украины и Казахстана в пользу России. Внешней политикой своей страны Токаев руководил более 10 лет – с перерывом на работу вице-премьером и премьер-министром страны.

В 2007 г. Назарбаев выдвинул Токаева председателем сената казахстанского парламента. По конституции страны именно он становился исполняющим обязанности главы государства в случае ухода президента со своего поста. В 2011 г. Токаев вернулся к дипломатической работе, приняв предложение генсека ООН Пан Ги Муна стать его заместителем – гендиректором отделения ООН в Женеве. На родину Токаев вернулся в 2013 г., снова став председателем сената. В 2019 г. он наконец возглавил страну после сложения Назарбаевым с себя президентских полномочий. При этом бывший президент сохранял за собой кресло председателя совета безопасности и титул елбасы (отец нации), прописанный в конституции.

О грядущих реформах Токаев осторожно упомянул еще в самом первом своем обращении к нации. «Сильный президент – влиятельный парламент – подотчетное правительство – это еще не свершившийся факт, а цель», – говорил он. Но, очевидно с высоты собственной дипломатической карьеры, предупреждал: «Мировой опыт свидетельствует о том, что взрывная, бессистемная политическая либерализация приводит к дестабилизации внутриполитической ситуации и даже к потере государственности». Он действовал не спеша. Например, в сентябре 2019 г. предложил идею о 30%-ной квоте на молодежь и женщин в избирательных списках политических партий, чтобы влить в политику свежую кровь (парламент принял этот закон в мае 2020 г.). Упростился порядок проведения митингов, была отменена блокировка неугодных сайтов в интернете.

Долгое время считалось, что Токаев представляет интересы Назарбаева. При этом он постепенно заменял ставленников бывшего президента своими назначенцами. А в мае 2020 г. Токаев подписал указ о лишении дочери Назарбаева Дариги полномочий члена сената. Автоматически она лишились и поста председателя сената. Ее место занял один из ближайших соратников Токаева – 49-летний первый замглавы президентской администрации Маулен Ашимбаев. Видимого недовольства этой рокировкой сам Назарбаев не выразил, однако для той части элиты, которая связывала свое благополучие с семьей первого президента страны, это был явно тревожный сигнал.

Январские беспорядки

Казахстан долго формировал имидж спокойного и стабильного государства, именно поэтому события в январе 2022 г. оказались полной неожиданностью. Пандемия обострила экономический проблемы: курс тенге падал, инфляция в ковидном 2020 году составила 7,5%, а в следующем – 8,4%. На этом фоне 1 января 2022 г. прошла либерализация рынка сжиженного газа – основного топлива для местных автомобилистов. Если осенью его можно было купить по 60 тенге за 1 л, то 31 декабря им торговали по 100 тенге, а 1 января уже по 120 тенге. 2 января жители города Жанаозен начали протестовать, требуя вернуть цены к их осеннему состоянию. Предыдущие годы Токаев много говорил о «слышащем государстве», которое решает проблемы людей. Но сам отреагировал только поздно ночью, причем не устным заявлением, а твитом о поручении правительству.

Утро началось с заявления министра энергетики Магзума Мирзагалиева, что цены останутся такими, как диктует рынок. Но прошла всего пара часов – и для жителей Мангистауской области чиновники обещали снизить их в 1,5 раза. Когда это не успокоило протест, то правительство обещало продавать газ по 50 тенге – но только в одной протестующей области. Это заставило задуматься остальных казахстанцев. Акции протеста стали разрастаться, причем к экономическим требованиям добавились политические: отстранение от власти Назарбаева и Токаева.

В ответ 5 января Токаев объявил об отставке правительства. Якобы возглавлявший его ставленник Назарбаева Аскар Мамин добровольно принял решение уйти. Также был уволен племянник елбасы Самат Абиш, который занимал пост первого зампреда комитета национальной безопасности (КНБ) – главной спецслужбы Казахстана. Между тем к протестам добавились погромы. На этом фоне Токаев сместил Назарбаева с должности председателя совбеза и сам занял его место, а затем уволил и председателя КНБ Карима Масимова.

Токаев действовал жестко и быстро – такого мало кто от него ожидал. 5 января он обратился за помощью к ОДКБ, и через два дня войска организации были в стране, что помогло справиться с кризисом. Тогда же Токаев рассказал, что волнения начинались как мирный протест, но потом в него вмешались некие боевики. Си Цзиньпин 7 января направил в Нур-Султан устное послание с соболезнованиями в связи «с крупномасштабными беспорядками, которые привели к большим жертвам и материальному ущербу». В нем он говорил про некие внешние силы, которые хотели пресловутой «цветной революции», и о попытках подорвать китайско-казахстанскую дружбу. 10 января представители МИД Китая и Казахстана обсудили возможную помощь Китая по поддержке в стабилизации ситуации. Но к тому моменту в Казахстане уже находились силы ОДКБ, которые через три дня уже начали покидать страну.

В Европе к принятым Токаевым мерам по подавлению беспорядков отнеслись настороженно, но без резкой критики. Например, спикер Еврокомиссии Петер Стано говорил, что «казахстанские власти многое сделали для разъяснения ситуации международному сообществу». «Они пришли к нам и объяснили, что происходит. Мы видели, что были мирные протесты, которые потом переросли в вооруженные столкновения. В этой стране были особенные проблемы, но мы говорим о контексте Центральной Азии. А Белоруссия – европейская страна, где мы хотим, чтобы люди свободно выражали свое мнение на честных выборах», – прагматично объяснил разницу официальный представитель европейской дипломатии.

Как ни странно, закручивания гаек для населения после январских событий не последовало – в отличие от крупного бизнеса и чиновных кланов.

«Благодаря первому президенту, елбасы, в стране появилась группа очень прибыльных компаний и прослойка богатых людей даже по международным меркам, – заявил Токаев 11 января. – Считаю, что пришло время отдать должное народу Казахстана и помогать ему на системной и регулярной основе». После этого президент объявил о создании фонда для помощи населению «Казахстан халкына» («Народу Казахстана»), куда бизнесу рекомендуется жертвовать деньги.

После бунта

21 января на встрече с крупными предпринимателями Токаев снова заговорил о социальной несправедливости: «Налицо явный дисбаланс <...> Международные эксперты (в частности, KPMG) утверждают, что всего 162 человека владеют половиной благосостояния Казахстана. В то время как у половины населения ежемесячный доход не превышает 50 000 тенге! Это чуть больше $1300 в год. На такие деньги прожить практически невозможно». Но сразу же успокоил предпринимателей, что нет цели «отнять и перераспределить». Вместо этого он предложил реформы для улучшения предпринимательского климата, но при этом напомнил о социальной ответственности.

Прежде всего он упомянул о неприкосновенности частной собственности и защите конкуренции «от вмешательства админресурса, коррупции и фаворитизма». Гарантировать это должен честный суд – Токаев запустил обновление судейского корпуса и формирование новой судебной коллегии верховного суда по административным делам. Также государство взяло курс на снижение своей доли в экономике и повышение прозрачности госзакупок.

Отдельно Токаев высказался об инвестиционном климате: власти неукоснительно соблюдают свои обязательства в этой сфере, снижают административные барьеры и ждут, что казахские компании будут реинвестировать деньги на родине. А чтобы помочь им, Токаев велел ужесточить борьбу с оттоком средств в офшоры. Всплыла и тема налогов. В 2020 г. доходы госбюджета Казахстана составили 20% ВВП ($34,6 млрд). Токаев сравнил эту цифру с другими постсоветскими странами: в России – 35,4%, в Киргизии – 31%, на Украине – 40% ВВП. «Прибыльные гиганты под самыми разными предлогами уходят от полной уплаты налогов, – посетовал Токаев. – Поручаю премьер-министру окончательно разобраться с этой проблемой».

Результаты не заставили себя ждать. Уже в начале февраля фонд «Казахстан халкына» отчитался о получении первых средств. Больше всего, 30 млрд тенге (около $70 млн), внесла Eurasian Resources Group – основанная в Казахстане в ходе приватизации компания с госучастием. В июне была образована специальная государственная комиссия, целью которой было «противодействие незаконной концентрации экономических ресурсов». В июле она отчиталась о первых успехах: в бюджет поступило 230 млрд тенге (около $500 млн), немалую долю этих средств компании, по уверениям чиновников, пытались «отмыть» за рубежом, но затем вернули – кто-то добровольно, а кто-то принудительно.

Еще больше реформ

В марте Токаев выступил с программным обращением к нации. Прежде всего он скорректировал свою оценку январских событий: теперь это была не атака 20 000 бандитов и экстремистов из спящих ячеек, а прежде всего заговор силовиков, которым не понравились идущие в стране модернизация и трансформация.

Отстраненный в январе Масимов был арестован. 7 ноября генпрокуратура сообщила, что уголовные дела на высокопоставленных силовиков (всего 29 человек, включая Масимова) направлены в суд. Среди обвинений – госизмена и насильственный захват власти. Сказать что-то точнее сложно, потому что уголовное дело расследовалось под грифом «совершенно секретно» и суд проходит в закрытом режиме.

С точки зрения заведующего отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрея Грозина, тезис Токаева о том, что Казахстан в январе атаковали тысячи подготовленных боевиков, действительно не нашел подтверждения. «При этом некая организация беспорядков прослеживалось, так как живое творчество масс не может вооружить людей и координировать их действия по захвату воинских частей и здания управления КНБ в Алма-Ате. Вероятнее всего, было небольшое организационное ядро, вокруг которого уже сплотились антисоциальные элементы», – говорит он.

По мнению эксперта, реформы Токаева ориентированы на то, чтобы не допустить новых погромов и мятежей. Гремучий коктейль из социального недовольства, скрываемой оппозиции в элитах и угрозы радикального ислама все еще создает риски для власти, считает Грозин. Эксперт считает, что любая неприятность может оказаться фатальной, хотя власть и делает выводы из событий января. Но получится ли предотвратить новые протесты и беспорядки, во многом зависит от состояния экономики Казахстана, которая очень зависит от ситуации на мировых сырьевых рынках.

В своем мартовском обращении Токаев анонсировал масштабные изменения, ради которых придется переписать более 30 статей конституции и принять до конца года более 20 законов. Среди них – отказ от суперпрезидентской формы правления в пользу президентской республики с сильным парламентом. В частности, предложено ограничить право президента снимать с должности глав местных администраций и отменять акты акимов областей. Также президент должен быть нейтральным: Токаев обещал до конца года сложить с себя полномочия председателя правящей партии «Аманат» и запретить чиновникам начиная с заместителей глав местных администраций состоять в партии (сам Токаев сдал партбилет уже в апреле). Также он предложил ввести запрет на то, чтобы руководящие должности в госструктурах занимали близкие родственники президента.

Среди анонсированных Токаевым изменений был переход от пропорциональной избирательной системы к смешанной, упрощение регистрации партий. Отдельным пунктом Токаев высказался за усиление роли местных властей. Также он предложил заменить Национальный совет общественного доверия при президенте, который вырабатывает рекомендации по госполитике, на Национальный курултай, где будет представлен широкий спектр НКО. Напоследок Токаев напомнил, что без свободных и сильных СМИ не может быть обратной связи между властью и народом, и предложил пересмотреть соответствующий закон.

На референдуме в июне предложения Токаева были приняты с поддержкой в 77,18% голосов при явке 68,06%. В новой конституции оказалась еще одна важная правка. Из нее исчезло упоминание о статусе Назарбаева как лидера нации, или елбасы. Эпоха прежнего президента окончательно завершилась.

Между Россией, Китаем и Западом

Казахстан пытается позиционировать себя как открытую, предприимчивую нацию, которая является хорошим соседом и полезным партнером для России, но при этом не закрыта от остального мира, считает Politico. Но предупреждает, что это крайне трудная задача.

«Центральная Азия поглядывает за пределы российской орбиты, чтобы обеспечить свое будущее» – с таким заголовком вышла статья в Nikkei Asia. И Казахстан этот прогноз оправдывает. Как заявил в сентябре министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди, торговля с Россией продолжается с оглядкой на санкции: «Без разрешения американских чиновников соглашения не осуществляются. Цель – не попасть во вторичные санкции». Для их предотвращения правительство создало рабочую группу. При этом Казахстан продолжает состоять в ЕАЭС, одно из требований которого – открытость рынков.

Как пишет Nikkei, Казахстан может подавать сигналы о дистанцировании от России, но ни одной стране не по силам отказаться от географической близости и исторически сложившихся двусторонних связей. Граница Казахстана с Россией – 7644 км – вторая по протяженности в мире после американо-канадской. А доля русских в Казахстане составляет внушительные 15,5% (данные переписи населения, прошедшей в 2021 г.), хотя она и уменьшилась с 2009 г., когда достигала 23,7%.

Крайне важным экономическим и внешнеторговым партнером Казахстана стал, по словам Токаева, Китай: «Эта страна уже инвестировала в нашу экономику за последние 15 лет более $21 млрд. Поэтому углубление многостороннего сотрудничества с Китаем для нашей страны является крайне важной задачей». В 2021 г. двусторонний товарооборот составил $18,2 млрд, а за восемь месяцев этого года уже $15,4 млрд, сообщает министерство торговли и интеграции Казахстана. Товарооборот с Россией министерство оценило в $16 млрд с января по август этого года. Таким образом, Китай вышел на 2-е место после России.

Примечательно, что Си совершил свой первый иностранный визит после начала пандемии 15 сентября именно в Казахстан (он не покидал страну из-за коронавируса с конца 2019 г.). South China Morning Post в статье об этом сделала акцент на стратегической важности Казахстана, расположенного между Китаем и Европой. В своем заявлении Си отметил: «Мы будем и впредь решительно поддерживать Казахстан в защите независимости, суверенитета и территориальной целостности <...> категорически выступать против вмешательства каких-либо сил во внутренние дела вашей страны».

Причиной выбора Си Казахстана для своей первой зарубежной поездки во время пандемии едва ли стало его особое отношение к стране и лично к Токаеву, говорит научный сотрудник Фонда Карнеги Темур Умаров. Он рассматривает этот визит в контексте общего увеличения внимания Китая к Центральной Азии, где Казахстан – самая большая страна с экономической, географической и политической точек зрения.

При этом личностный фактор президента Токаева и его китаеведческий бэкграунд играют большую роль в выстраивании отношений Казахстана с КНР, согласен аналитик. Умаров не ожидает в ближайшие годы очень тесного сближения двух стран, но допускает, что Казахстан во время нового срока Токаева будет смотреть на Китай иначе, не ограничиваясь совместными инфраструктурными и инвестиционными проектами. В частности, по мнению эксперта, Казахстан может перенять и часть китайского опыта в области госуправления.

Путем Сингапура и Китая

В конце октября Токаев представил свою предвыборную программу «Справедливый Казахстан – для всех и для каждого. Сейчас и навсегда». «Каждый параграф, каждое предложение этой программы написано мной лично», – уверяет он. В ней повторяются обещания, которые он уже давал ранее в 2022 г. Один из главных политических пунктов – на основе принятых поправок в конституцию Токаев обещает децентрализацию госуправления и повышение персональной ответственности чиновников.

В экономической части он говорит о борьбе с засильем олигополий и обеспечении бизнесу равных и прозрачных условий работы. Будет принят новый налоговый кодекс и увеличена налоговая нагрузка на крупный бизнес – например, Токаев говорил о налоге на роскошь. Он обещает с 2025 г. механизм увеличения минимальной зарплаты в зависимости от инфляции и рост зарплат с помощью встречных обязательств бизнеса при получении господдержки (среди ее мер – кредитование молодых предпринимателей под 2,5%).

Экономическая политика Токаева во многом продолжает начинания Назарбаева. В 2012 г. году была запущена стратегия «Казахстан-2050», согласно которой страна сократит зависимость от экспорта сырья (доля неэнергетического экспорта должна достичь 70%) и войдет в число 30 самых развитых экономик мира. В 2021 г. Токаев заявил, что по итогам предыдущего года впервые за 10 лет обрабатывающая промышленность превзошла горнодобывающую по своей доле вклада в ВВП.

Другая масштабная задача – насыщение местного рынка отечественными низкотехнологичными товарами вроде мебели или текстиля. Для этого запущена программа льготного кредитования под названием «Экономика простых вещей». В 2021 г. Токаев отчитался, что в рамках ее было создано 3500 компаний, 70 000 рабочих мест и произведено товаров и услуг на $8,2 млрд. Действие программы в очередной раз было продлено, в этот раз до 2023 г.

Еще одно направление работы по диверсификации экономики – развитие технологических инноваций. С 2018 г. в стране работает международный финансовый центр «Астана», который помогает стартапам привлекать инвестиции, предоставляет консультации (например, доступ онлайн к правовой базе eJustice) и облегчает работу с помощью проектов вроде e-Residence, позволяющих регистрировать бизнес, подавать судебные иски и делать многое другое онлайн.

Для формирования единого рынка в стране действует программа по созданию транспортной инфраструктуры «Нурлы жол». Она была запущена в 2014 г. В послании народу Казахстана в 2020 г. Токаев среди прочих привел такие цифры: построено или реконструировано 3000 дорог республиканского значения и 15 000 км – областного и районного, а также шесть взлетно-посадочных полос. Он продлил программу до 2025 г. – за это время будет создано или реконструировано 24 000 км автодорог и 16 аэродромов.

Еще в 2014 г. суверенный фонд благосостояния «Самрук-казына» должен был определить список госпредприятий, подлежащих приватизации. Первая крупная сделка состоялась в 2018 г. – на Лондонской фондовой бирже продано 15% производителя урана «Казатомпром» за $451 млн. Продажей активов занимались и другие госорганизации. Например, от сельхозактивов избавлялись госхолдинги «Байтерек» и «Казагро» (в 2021 г. Токаев слил их в один, чтобы сократить персонал). Но по состоянию на 2021 г. из 1748 запланированных к приватизации компаний не было продано и половины. Возможно, часть сделок в области сельского хозяйства сорвались из-за того, что в феврале 2021 г. Токаев подписал закон, запрещающий продажу и сдачу в аренду казахстанских сельскохозяйственных земель иностранным гражданам и организациям (например, китайским).

В своих речах Токаев часто говорит о малом и среднем бизнесе. Одна из мер его поддержки – начатая в 2010 г. программа кредитования «Дорожная карта бизнеса», действие которой Токаев продлил до 2025 г. В сентябре этого года Токаев обещал запустить для бизнеса «регулирование с чистого листа»: утвердить новые правила вместо «бесконечных корректировок сотен и тысяч подзаконных документов и инструкций». Правда, он тут же признал, что это поручение волокитится уже два года, но с 1 января 2024 г. новый свод стандартов должен заработать. Среди других мер помощи – упрощение таможенного оформления, которое должно работать по принципу «одного окна», и перевод госзакупок и закупок госкомпаний на единую платформу, чтобы легче было искать интересующие бизнесменов торги.

Токаев поручил правительству, нацбанку и агентству по регулированию и развитию финансового рынка решить еще одну проблему МСП – недофинансирование. По его данным, для МСП оно составляет около $42 млрд, в то время как в банках «накоплена многотриллионная ликвидность, которая фактически не работает на экономику».

В своей программе Токаев поставил весьма внятный диагноз экономическим проблемам, стоящим перед Казахстаном, пишет журнал The Diplomat. Но каждая реформа имеет свою цену, и эта цена – экономический ущерб населению в краткосрочной перспективе в обмен на обещание будущего роста. Либерализация цен способствует увеличению инвестиций, но повысит стоимость коммунальных услуг и ряда товаров. Приватизация сделает компании более конкурентоспособными, но приведет к увольнениям. Ради нивелирования отрицательных эффектов Токаев, скорее всего, еще больше повысит сборы с горнодобывающей и нефтегазовой промышленности с помощью налогов и других механизмов (тут можно вспомнить про фонд «Казахстан халкына»). Для этого у него будут все возможности, считает The Diplomat. По мнению авторов издания, после переизбрания Токаев, скорее всего, назначит новое правительство из молодых технократов, настроенных на реформы по модели авторитарной модернизации, как это происходило в Сингапуре или Китае.