США не хотят помогать Украине отвоевывать Крым
Вашингтон впервые публично обозначил границы поддержки Киева
Вашингтон помогает Киеву вернуть территории, занятые Россией после 24 февраля. Об этом госсекретарь США Энтони Блинкен заявил на конференции The Wall Street Journal CEO Council Summit. Эта позиция перекликается с непубличными предложениями представителей США президенту Украины Владимиру Зеленскому отказаться от жесткой позиции по возвращению Крыма и быть «более реалистичным». О них со ссылкой на дипломатические источники 14 ноября сообщала WSJ в контексте визита советника американского президента по нацбезопасности Джейка Салливана в Киев (он состоялся 4 ноября).
«Наше внимание сосредоточено на том, чтобы продолжать делать то, что мы делали, а именно убедиться, что Украина имеет в своих руках то, что ей нужно для самозащиты, чтобы дать отпор России, чтобы вернуть территорию, которая была занята с 24 февраля», – сказал Блинкен. Комментируя напоминание о том, что руководство Украины неоднократно заявляло о целях вернуть территории, входившие в состав государства на начало 2014 г., включая Крым, госсекретарь заметил, что Киев сам принимает решения «о том, куда они хотят пойти, когда и как они хотят это сделать». По словам главы американского дипведомства, конфликт «в какой-то момент закончится дипломатией, переговорами», а США «хотели бы долгосрочного мира, а не фиктивного перемирия».
Комментируя слова Блинкена, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков согласился, что «итогом происходящего должен стать справедливый и долгосрочный мир». «Но что касается перспектив каких-то переговоров – то мы их не видим в настоящий момент. Мы неоднократно об этом говорили», – сказал журналистам Песков. Он добавил, что для появления перспектив для переговоров должны быть достигнуты цели спецоперации. «РФ должна и достигнет поставленных целей», – отметил Песков.
25 ноября Зеленский в интервью Financial Times заявил, что «будет только за», если кто-то предложит Киеву невоенный способ возвращения Крыма. Но при этом украинский лидер подчеркнул, что не рассматривает вариант сохранения полуострова в составе России. 6 декабря Зеленский в своем Telegram-канале по случаю дня ВСУ заявил: «В следующий раз встретимся в нашем украинском Донецке, Луганске. Уверен, что и в Крыму».
Российские официальные лица неоднократно заявляли, что вопрос Крыма, вошедшего в состав РФ по итогам референдума в марте 2014 г., закрыт.
США в первую очередь важно не допустить, чтобы Россия могла заявить в той или иной степени о своей победе, т. е. иметь условия лучше, чем до 24 февраля, говорит директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. Фактически то, что предположительно говорил Салливан Зеленскому и затем артикулировал Блинкен о восстановлении дофевральского статус-кво, – минимальная задача Вашингтона и Запада, отмечает Кортунов. Просматриваемое здесь выведение за скобки Крыма и республик Донбасса к состоянию до СВО говорит скорее о желании американцев не допустить неконтролируемой эскалации, считает эксперт.
Если в марте Россия подавала сигналы, что готова рассматривать подобные параметры, то после референдумов и присоединения четырех регионов возникает сложность в пересмотре уже принятых и оформленных решений, говорит Кортунов. Российская позиция тогда, в Стамбуле, допускала определенную гибкость, теперь же сомнительно, что такая конструкция может восприниматься Москвой как приемлемая, считает эксперт.
Американская позиция является прагматической и промежуточной, но де-факто, судя по этим заявлениям, они не оспаривают российскую принадлежность Крыма, говорит директор ИМЭМО РАН Федор Войтоловский. Вашингтон, хотя и подталкивает Киев к продолжению военных действий военно-финансовой помощью, техникой и вооружениями, обозначает, что компромисс в принципе возможен, и Блинкен публично подтвердил его базовые условия, говорит Войтоловский. Другое дело, что для российской стороны попытки США подтолкнуть к подобному компромиссу не выглядят привлекательными, так как ситуация в зоне боевых действий может измениться далеко не в пользу Украины в перспективе весны – лета следующего года, заключает эксперт.