Соль донбасской земли

После взятия Соледара власти ДНР изучают состояние и возможности запуска «Артемсоли»
Валентин Спринчак / ТАСС

«На данный момент ведутся работы по зачистке двух оставшихся рудников. Основной комплекс уже зачищен. Следов присутствия ВСУ и других, как я считаю лично, бандформирований не обнаружено», – доложил обстановку по состоянию на 22 января боец ЧВК «Вагнер» во время визита в Соледар врио главы ДНР Дениса Пушилина.

На кадрах видеоотчета чиновника об этой поездке видны поврежденные боями здания и возвышающиеся неподалеку массивные металлические конструкции – копры. На них размещают подъемные установки над шахтами. Под ними на глубине 200–300 м – система соляных выработок протяженностью более 200 км и с объемом пустот свыше 110 млн куб. м. В отработанных галереях есть даже восстановленная подземная часовня (существовавшая под землей еще до 1917 г.) и спелеосанаторий «Соляная симфония».

По словам представителя ЧВК «Вагнер», «зачистка» огромного объекта «ведется планово», с участием инженеров – для возможного разминирования подземных коммуникаций. Противник повредил их при отступлении, чтобы затруднить продвижение боевых групп с российской стороны. Но Пушилин настроен оптимистично. «Предприятие хорошее. Как бы враг ни хотел навредить, все равно все будет восстановлено, – заявил лидер ДНР. – Вам спасибо, что освобождаете, а какими усилиями – все всё видят».

Бахмутская котловина

В январе 2015 г. из-за прекращения поставок в Россию продукции украинской «Артемсоли» Федеральная антимонопольная служба (ФАС) объявила о начале специального мониторинга оптовых цен на пищевую соль. Власти всерьез опасались скачка цен. В 2014 г. компания занимала 23,9% российского рынка, другой донбасский производитель – «Славянская соль» – еще 2,3%, белорусские «Мозырьсоль» и «Белкалий» – 29,1 и 0,5% соответственно. Отечественных производителей было всего два: ООО «Руссоль» (бенефициары до августа 2022 г. – Сергей Черный и Сергей Левин, актуальные данные скрыты) и ОАО «Тырецкий рудник» (его владелец – Восточно-Сибирская торгово-промышленная компания на 90% контролировалась Артемом Чайкой, сейчас 100%-ный бенефициар – Андрей Святошенко). На долю обеих компаний приходилось около 35% рынка.

По расчетам «Руспродсоюза», годовая потребность России в пищевой соли составляет 1,5–1,6 млн т. С Украины за 2014 г. было поставлено около 0,5 млн т (80% от общего импорта).

Разговоры о дефиците соли начались уже в конце 2014 г. В российском Минсельхозе его связали с сокращением украинского импорта на фоне конфликта в Донбассе. А в январе 2015 г. ввоз соли с территории Украины приостановил Роспотребнадзор, указав на отклонения продукции «Артемсоли» от установленных требований к содержанию йода и примесей.

В свою очередь, начальник агропромышленного управления ФАС Анна Мирочиненко тогда обратила внимание на преимущество «Артемсоли», которое, по ее словам, заключалось в наиболее низких оптовых ценах. Как уточнила чиновница, это объяснялось технологическими особенностями производства в Соледаре.

«Геологическая структура, к которой приурочена эта соль, – Бахмутская котловина, – объяснил «Ведомостям» заведующий кафедрой геологии Донецкого национального технического университета Владимир Купенко. – Это было древнее озеро пермского времени, которое в жарком климате усыхало, накапливались эти остатки». По словам геолога, благодаря этому структура котловины напоминает «очень пологий таз».

От краев котловины мощность и глубина пластов соли меньше, по мере приближения к центру они уходят на глубину до 1,5 км, а сверху перекрыты другими отложениями. «Те же самые гипсы там – тоже полезный стройматериал, немецкая фирма [«Кнауф»] при Украине там гипсокартон изготавливала», – пояснил Купенко. По его словам, всего в окрестностях Соледара и Бахмута около 20 пластов, но несколько имеют большую мощность (до 45 м) – так называемые брянцевский и надбрянцевский. Они главным образом и отрабатываются.

По оценке заведующего кафедрой «Горное дело» Южно-Российского государственного политехнического университета Андрея Белодедова, которую приводит ТАСС, совокупные запасы каменной соли в районе Артемовска и Соледара составляют более 15 млрд т.

«Артемсоль» – градообразующее предприятие. Как объясняла газете «Соляник» руководившая предприятием в 2020 г. Виктория Луценко, на нем трудилось около 3000 человек. При этом все население города насчитывало меньше 11 000 человек (данные Госстата Украины на 1 января 2021 г.).

Станция Соль

Помимо подземных выработок производство «Артемсоли» состоит из линий полного цикла переработки соли – помола, рассева, очистки, сепарации и фасовки, рассказал «Ведомостям» директор ГБУ «Донуглемаш» Иван Косарев. «Добыча солей ведется на четырех рудниках проходческими комбайнами «Урал» Копейского машиностроительного завода, – объясняет Косарев. – Копейский завод профильный. Ведь в России тоже есть месторождения соли. И в Белоруссию они на «Белкалий» поставляли [технику]. Это их специализация со времен Советского Союза. Разработка идет как и на угольных шахтах – вертикальными стволами глубиной 300–400 м. Громадные выработки, протяженностью более 200 км. Очень полезные для лечения астматиков, выдержки шампанских вин – создают нужные климатические условия, приятную температуру».

На рудниках № 1 и № 3 соль поднимали вагонетками, на остальных были скипы – специальные устройства для перемещения по наклонным или вертикальным направляющим сыпучих и мелкокусковых материалов, объяснил «Ведомостям» заместитель председателя гортехнадзора ДНР Сергей Скрипка, который до 2013 г. осуществлял надзор за предприятием. Наиболее существенное обновление оборудования предприятия произошло в 2016 г., когда на рудниках № 1 и № 3 были установлены три фотосепаратора китайской фирмы Taiho. Эти устройства предназначены для очистки соли от темных примесей природного происхождения. В 2017 г. на руднике № 4 установлена фасовочная линия Betti итальянского производства, в 2018 г. открыты две новые производственные линии расфасовки и брикетирования соли на руднике № 4. Советское оборудование постепенно сменяло современное зарубежное, констатирует Скрипка. Однако, по его словам, основные производственные мощности имеет значительный износ. Некоторые из них не обновлялись более полувека.

Готовая продукция «Артемсоли» вывозилась преимущественно железнодорожным транспортом. В 1999 г. в черту города были включены поселки городского типа Двуречье и Соль, примыкающие к городу с запада, в последнем находится железнодорожная станция Соль. По данным Минобороны России, она перешла под контроль российских сил 18 января, а еще через три дня – Двуречье. Через Соледар проходит железнодорожная линия, ведущая на востоке к станции Артемовск, на западе – к крупной узловой станции Попасная (контролируется ЛНР).

Советский рекорд

Добывать соль на продажу в окрестностях Бахмута начали еще в XVII в., когда вокруг казачьего поселения на реке Бахмутке возникла слобода солеваров. Местные жители выпаривали соль из небольших соленых озер и колодцев. Благодаря развитию этого прибыльного промысла ко второй половине XIX в. город стал экономическим центром Донбасса, который начал формироваться как особый угольный и металлургический регион Российской империи. Тогда же, в 1870–1880 гг., российские геологи доказали наличие в районе нынешних Артемовска и Соледара крупных подземных залежей каменной соли. Началась ее промышленная разработка уже шахтным способом. В 1881 г. был запущен первый рудник – Брянцевская копь, названный в честь ближайшей деревни Брянцевка и принадлежавший частной промышленной компании горного инженера Николая Летуновского. Добыча на этом руднике (№ 1) продолжается уже больше 140 лет с перерывами на Гражданскую войну после революции 1917 г., немецкую оккупацию во время Второй мировой и боевые действия в Донбассе в наше время.

Летуновский быстро продал рудники, которые ринулись осваивать не только российские, но и французские, бельгийские и голландские предприниматели. За это время были открыты железнодорожная станция Соль и еще две действующие шахты – рудник Володарского (в 1910 г.) и рудник № 7 (в 1912 г.). Все они потеряли свой бизнес после 1917 г. В 1919 г. соледобыча была восстановлена уже советским правительством. В СССР местные предприятия несколько раз меняли названия – «Югсоль» (1920), «Бахмутсоль» (1921), «Укрсольтрест» (1925). Рабочий поселок Брянцевка (будущий Соледар) был переименован в рабочий поселок Карла Либкнехта – в честь немецкого коммуниста, убитого милитаристами в 1919 г.

Во время Великой Отечественной войны оборудование шахт было эвакуировано на промыслы в Астраханской и Волгоградской областях. В сентябре 1943 г. поселок был освобожден, а уже в декабре была налажена работа рудников. В следующем, 1944 году было добыто 435 000 т соли. В 1947 г. закончено восстановление последнего из разрушенных рудников. В 1948 г. открыт новый рудник – № 3 (его как раз видно на кадрах визита Пушилина в Соледар). В 1965 г. путем объединения расположенных рядом поселков городского типа (Белокаменки, Деконского и Карло-Либкнехтово) возник город Карло-Либкнехтовск.

В нынешнем виде предприятие «Артемсоль» было образовано в 1976 г. путем объединения нескольких шахт в производство полного цикла. Свое название, как и город Артемовск, оно получило в честь Федора Сергеева – революционера-большевика, известного под псевдонимом товарищ Артем, создателя Донецко-Криворожской республики.

В советское время на шахтах «Артемсоли» добывалось 35–40% поваренной соли СССР. Производственная мощность предприятия превышала 7 млн т в год. Рекорд был поставлен в 1991 г. – более 7,2 млн т. В том же году был окончательно оформлен выход Украины из Советского Союза, а Карло-Либкнехтовск переименован в Соледар. С тех пор показатели предприятия пошли вниз.

90-е без приватизации

В независимой Украине предприятие оставалось в собственности государства, и управлять им до конца нулевых продолжали выходцы из руководства «Артемсоли» советского периода. В 2009 г. предприятие возглавил Дмитрий Доценко, депутат Бахмутского горсовета от Партии регионов. При нем предприятие добилось наибольших успехов. В 2013 г. компания достигла рекордного уровня добычи соли за последние 20 лет – 3,5 млн т (почти половина от советского максимума).

К тому времени 55% продукции «Артемсоли» экспортировалось в Россию (около 0,5 млн т в год). По расчетам предприятия, его продукция занимала 33% соляного рынка России, Белоруссии – 20%, Грузии – 51%, Азербайджана – 30%, Молдавии – 98%, Венгрии – 20%. Всего артемовскую соль импортировали 22 государства.

С 2014 г. добыча опять пошла на спад – предприятие впервые приостановило свою работу из-за начала вооруженного конфликта в Донбассе. С первых боев в Славянске (50 км от Соледара) окружающие «Артемсоль» населенные пункты превратились в зону боевых действий между донбасскими ополченцами и верными Киеву силовиками. Из-за боевых действий был поврежден рудник Володарского, прервано движение составов со станции Соль до станций Красный Лиман и Никитовка. Железнодорожный транспорт был основным для вывоза продукции, и предприятию пришлось прорабатывать новые пути поставок. Кроме того, после вхождения Крыма в состав России и фактического отделения от Украины ДНР и ЛНР поставки в эти регионы прекратились. В 2016 г. «Артемсоль» ненадолго вернулась на российский рынок, чем вызвала жалобы российских производителей. Губернатор Оренбургской области Юрий Берг попросил президента Владимира Путина приостановить ввоз продукции «Артемсоли». По его словам, из-за нее «российские соледобытчики будут вынуждены существенно сократить, а некоторые и вовсе остановить производство». В сентябре 2016 г. российское правительство ввело окончательное эмбарго на ввоз украинской соли.

В 2016 г. после введения ограничений добыча сократилась более чем в 2 раза к уровню 2013 г. Наиболее низкий уровень добычи был в 2020 г. – 1,2 млн т, в 2021 г. – 1,9 млн т.

Компенсировать потерянные заказы из России пытались за счет увеличения присутствия на европейском рынке, но доля экспорта продукции стабильно сокращалась. Если в 2016 г. на экспорт отправили 65% продукции, то в 2017 г. за рубеж было вывезено только 45% продукции, в 2018 г. – 45,7%, в 2019–2020 гг. – 28,3%, в 2021 г. – 39,5%. В 2020 г. «Артемсоль» направила свою продукцию в 15 стран. Постоянными потребителями были Венгрия, Польша, Словакия, Румыния, Молдавия.

Битва за Артемовск

Интенсивные бои за Соледар и Артемовск идут с августа 2022 г. В начале января официальный представитель Вашингтона заявил Reuters, что помимо расчленения донбасской группировки ВСУ целью наступления ЧВК «Вагнер» в Соледаре и Бахмуте стали соль и гипс в местных шахтах. Как отмечал американский Институт изучения войны (ISW), взятие Соледара позволит нарушить снабжение группировки ВСУ в Артемовске. 25 января представители ВСУ подтвердили отступление из Соледара. Потеря контроля над Артемовском, в свою очередь, усложнит для ВСУ поддержку основной группировки в Донбассе. По словам источника «Ведомостей», близкого к Минобороны, бои за Артемовск оттянули на себя какую-то часть украинских резервов.

За восемь лет с начала конфликта в Донбассе (2014–2022 гг.) на предприятии в общей сложности сменилось больше 12 руководителей (за предыдущие 68 лет с 1946 по 2014 г. – всего пять). Все смены сопровождались коррупционными скандалами и обсуждениями в СМИ возможного банкротства предприятия.

Летом 2017 г. министерство экономического развития и торговли Украины обнародовало список почти из 900 предприятий, подлежащих приватизации в ближайшие три года. В документ вошла и «Артемсоль». Несмотря на протесты соледарских депутатов и профсоюза работников предприятия, в марте 2020 г. кабмин подтвердил планы по приватизации. «Артемсоль» будет приватизирована через прозрачный аукцион», – заявил тогда премьер-министр Украины Алексей Гончарук. Но профсоюз решил судиться, и в мае 2021 г. Киевский окружной административный суд принял окончательное решения об исключении «Артемсоли» из списка объектов, подлежащих приватизации.

«Восстановить можно все»

В апреле 2022 г. производство на «Артемсоли» снова было остановлено из-за боевых действий. Всю произведенную к тому моменту соль успели отгрузить заказчикам. Большинство жителей Соледара и сотрудников «Артемсоли» эвакуировались еще весной, говорил в интервью украинским СМИ последний и. о. директора предприятия Виктор Юрин. Основные шахты, вероятнее всего, уцелели, считает Купенко. «Должно стоять все в целости и сохранности. Там постоянная температура, очень низкая влажность... Они [выработки] крепкие. Там все должно быть хорошо. В шахтах оставляли между галереями соляные столбы, которые поддерживают кровлю, – говорит геолог. – Если проникает вода – это катастрофа, но там нет никаких сомнительных, ослабленных зон, куда бы вода попадала».

В каком состоянии шахтные стволы, официальной информации нет, подчеркивает Скрипка. «Неизвестно состояние шахтных зданий, вентиляторов, но восстановить можно все – вопрос денег и времени, – говорит донецкий чиновник. – Ничего сверхъестественного на шахтах «Артемсоли» нет».

ГП «Артемсоль»

Соледобывающее предприятие
Владелец (данные «СПАРК-Интерфакса»): Министерство экономики Украины (100%).
Финансовые показатели (РСБУ, девять месяцев 2021 г.):
выручка – 3,4 млрд руб. (1,2 млрд гривен),
чистая прибыль – 117,8 млн руб. (43 млн гривен).
Крупнейшее на территории Центральной и Восточной Европы предприятие по добыче и реализации поваренной соли. По сведениям информационного онлайн-ресурса о розничной торговле в Украине и странах СНГ All Retail со ссылкой на данные компании, в 2021 г. предприятие добыло, переработало и отгрузило потребителям 1,9 млн т соли, в том числе производство фасованной соли составило 171 900 т. На экспорт было реализовано 744 200 т соли, что составляет 39,5% от общего объема отгруженной продукции. Артемовская соль поставляется в 22 страны мира. Постоянные потребители – Венгрия, Польша, Словакия, Румыния, Молдавия.
По данным профсоюзной организации, приведенным в газете «Соляник», с 2013 по 2018 г. коллектив «Артемсоли» сократился на 500 сотрудников до 2916 человек. Зарплата зависела от возможностей сбыта продукции, сезонных перерывов из-за снижения спроса на соль, а также сокращения режима работы в связи с перебоями отгрузки.

Первоочередные шаги по восстановлению территорий ДНР после боевых действий включают разминирование и ремонт жизнеобеспечивающих коммуникаций – электросетей, водо- и газопроводов.

Юридический статус ключевых предприятий и коммуникаций на территориях ДНР, перешедших под контроль России определяется постановлением правительства от 29 декабря 2022 г. № 2501, заявил «Ведомостям» представитель Минпромторга. В документе определен порядок разграничения имущества, расположенного на территории новых субъектов. В Минпромторге уточнили, что «в настоящее время проводится технический аудит существующих мощностей предприятия и степени его повреждения». «На основании проведенного анализа совместно с правительством ДНР будет разрабатываться план запуска и дальнейшего развития предприятия», – резюмировал представитель ведомства.

Общий объем рынка пищевой соли в России в 2021 г. составлял 1,5 млн т, включая 0,5 млн т соли «для населения», сообщил «Ведомостям» представитель «Руспродсоюза». Средняя цена соли в мире в декабре 2022 г. составляла $0,83 за 1 кг, в России – всего $0,17. «Цена российской соли традиционно является одной из самых низких в мире. По этому показателю Россия занимает 90-е место из 92 стран. В ЕС минимальная цена продукта вдвое выше, а максимальная мировая цена соли – $3,09 – в Макао», – уточнил собеседник.

Когда в 2016 г. артемовская соль ненадолго вернулась на рынок, предприятие за три месяца заняло почти 13,5% российского рынка, писал «Коммерсантъ». В «Руспродсоюзе» даже заявили изданию, что экспансия «Артемсоли» ставит под угрозу окупаемость инвестиционных проектов российских производителей. За время отсутствия продукции «Артемсоли» в России местные компании смогли существенно нарастить объемы производства, объясняли тогда в отраслевой ассоциации. В 2021 г., по данным «Руспродсоюза», доля российских производителей на рынке составила около 60%. Остальные объемы поставок приходились на Казахстан и Белоруссию. При этом, согласно российской доктрине продовольственной безопасности, для отечественной соли установлен минимальный порог в 85%.