Депутатам от «Единой России» поручили отправлять запросы по военной операции только Андрею Турчаку

Вместо правительства их проработкой должна заниматься возглавляемая им координационная группа
Группа во главе с Турчаком (на фото справа) будет рассматривать и дорабатывать вместе с Минобороны и другими органами исполнительной власти законопроекты, касающиеся вопросов спецоперации/ t.me/turchak_andrey

Депутаты Госдумы от «Единой России» теперь не будут направлять обращения, в которых содержатся просьбы, предложения, иные вопросы, касающиеся специальной военной операции, в Белый дом, а также профильные министерства и ведомства. По словам трех собеседников «Ведомостей» в Госдуме, фракция уведомила депутатов, что теперь по темам специальной военной операции им нужно обращаться «исключительно» в профильную координационную рабочую группу во главе с первым вице-спикером Совета Федерации, секретарем генсовета «Единой России» Андреем Турчаком.

Группа «по обеспечению взаимодействия органов публичной власти и организаций по вопросам мобилизационной подготовки и мобилизации, социальной и правовой защиты граждан» была создана распоряжением президента 20 декабря 2022 г. В ее состав вошли представители разных фракций, а первое заседание прошло 28 декабря минувшего года в Минобороны с участием руководителя военного ведомства Сергея Шойгу. Хотя мероприятие прошло в закрытом режиме, после него Турчак объяснил, что группа занимается обработкой запросов от семей мобилизованных, она же будет рассматривать и дорабатывать вместе с Минобороны и другими органами исполнительной власти законопроекты, касающиеся вопросов спецоперации.

Чем грозит депутатский запрос

По ст. 14 закона о статусе сенатора и депутата Госдумы депутаты вправе направлять запросы главе и членам правительства, генпрокурору, председателю Следственного комитета, главам Банка России, ЦИК, иных федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов, а также органов местного самоуправления и др. В законе подчеркивается, что письмо направляется депутатом или сенатором «самостоятельно».

Должностное лицо, как следует из закона, обязано дать ответ в письменной форме не позднее чем через 30 дней со дня его получения или в иной, согласованный с инициатором письма, срок. Парламентарий имеет право принимать «непосредственное участие» в рассмотрении поставленных им вопросов, «в том числе на закрытых заседаниях соответствующих органов». Ответ на запрос должен быть подписан тем же чиновником, которому он направлен.

Нынешнее решение переадресовывать вопросы специальной военной операции в группу Турчака, а не в правительство, профильные министерства и ведомства, по словам источников «Ведомостей», принято по договоренности с Белым домом.

Близкий к Госдуме собеседник полагает, что это вполне логично, ведь сама по себе группа Турчака создавалась для того, чтобы «пылесосить» инициативы, связанные со специальной военной операцией, обрабатывать и уже затем направлять в кабмин. Это, считает он, уменьшает нагрузку на систему, ведь иногда от нескольких парламентариев уходит несколько похожих, дублирующих запросов, а группа Турчака – это своеобразный фильтр, который может в сотрудничестве в том числе с Минобороны заниматься их проработкой.

«Рабочая группа по вопросам специальной военной операции создана, насколько можно судить, как прямой канал обратной связи, – говорит член комитета по политтехнологиям РАСО Павел Склянчук. – Поэтому в нее должна стекаться информация из разных мест и источников. Она должна устранить «ведомственные колодцы», когда информация долго идет наверх. Скорее всего, предложения рабочей группы будут носить прецедентный характер: если где-то возник даже единичный случай проблемы, то ее будут стараться решить на системной основе, чтобы она не повторилась».

Такой подход, считает Склянчук, выгоден и самим депутатам: «возникает принцип одного окна» при решении вопросов со специальной военной операцией.

Цели этих рекомендаций понятны, полагает политолог Михаил Виноградов: «Прежде всего – сохранить за депутатами возможность презентации своей активности по поддержке военных в публичном поле, которая позволит защитить правительство и Минобороны от этой активности». В ходе принятия таких решений корпоративная логика побеждает и статус парламентария падает, отмечает Виноградов. При этом ограничения пока не повлияют на активность депутатов в повестке: «Она позволит им в том числе создать ощущение жесткости и радикальности намерений».

Впрочем, пока отказаться от обращений в кабмин по вопросам специальной военной операции согласны, судя по всему, только думские единороссы. В других фракциях о запрете на переписку по вопросам специальной военной операции с правительством и федеральными ведомствами пока не слышали, говорят другие собеседники «Ведомостей». «Хотя наш представитель и входит в группу Турчака, нам таких указаний не было», – сказал один из них.

Это не первый шаг в направлении того, чтобы «систематизировать» работу с депутатскими запросами. По словам двух собеседников «Ведомостей», на прошлой неделе до депутатов из фракции «Единая Россия» также довели «настоятельную просьбу» не перегружать обращениями руководство правительства – вплоть до глав министерств и ведомств. Возникающие вопросы, по его словам, призвали решать «с профильными заместителями», а при необходимости направления запроса более серьезному чиновнику нужно консультироваться с главой внутрифракционной группы.

Впрочем, формально ограничить в направлении запросов парламентариев невозможно, отмечает один из депутатов «Единой России». А близкий к Госдуме собеседник в связи с этим предполагает, что такая мера направлена на «выстраивание горизонтальных связей», которое позволяет не перегружать непрофильных чиновников такими вопросами депутатов, на которые они все равно не смогут ответить самостоятельно и все равно будут вынуждены «расписывать» подчиненным для проработки и составления ответов.