Правительство пообещало отозвать инициативы, которые долгое время лежат в Госдуме

Депутаты высказали правительству предложения по улучшению взаимодействия с Белым домом
Григоренко (на фото слева) пообещал принять участие в инвентаризации законопроектов/ Пресс-служба Госдумы

Госдума и правительство обсудили взаимодействие по законодательной работе на ближайший год, а депутаты рассказали чиновникам, что в этом взаимодействии нужно изменить. Обсуждение прошло в Госдуме на встрече вице-премьера – руководителя аппарата правительства Дмитрия Григоренко и статс-секретарей министерств с вице-спикерами нижней палаты парламента и руководителями думских комитетов.

У аппарата стало больше работы

Григоренко рассказал, что у аппарата правительства в минувшему году увеличился объем работы: Госдумой было принято на 35% больше законов, чем в 2021 г., а число заключений правительства увеличилось на 23%. А в осеннюю сессию 2022 г. впервые были приняты все приоритетные законы, разработанные правительством, сказал Григоренко.

В 2023 г. по поручениям президента и премьер-министра Белый дом должен внести в Госдуму более 200 законопроектов.

Он отдельно отметил работу над созданием нормативно-правовых актов (НПА), в развитие законов: «Нас очень много журили, говорили, что этому направлению нужно больше внимания». Но в итоге число НПА сократилось, сказал Григоренко: было чуть больше 2000 в 2021 г., а в 2022 г. – 1750 НПА.

Он это связал с тем, что улучшилось качество законодательной работы. «У нас есть проблема: когда сложную норму и сложное решение не получается отразить [в законопроекте], то это, как правило, переносится на уровень НПА. И как следствие – законопроект принимается, но работа начинается после выпуска НПА. Так что снижение их доли прямо характеризует повышение качества законопроектов, которые принимаются», – считает он.

Чтобы подготовка НПА продвигалась быстрее, были оцифрованы все процессы и теперь аппарат правительства видит весь процесс их подготовки, сказал вице-премьер. Также они пытаются настроить автосогласование документов – в частности, сейчас проводится эксперимент: если ведомство не высказывает свою позицию по документу, то он считается автоматически согласованным.

Задание на год

Первый вице-спикер Госдумы Александр Жуков сказал, что самый яркий пример взаимодействия между Госдумой и правительством – это быстрое принятие в 2022 г. 50 контрсанкционных законов.

Задачи на 2023 г. были сформулированы президентом на заседании совета по стратегическому развитию и нацпроектам в декабре 2022 г., сказал Жуков. К ним относятся расширение внешнеэкономического взаимодействия с партнерами из дружественных стран, укрепление финансового и технологического суверенитета страны, обеспечение народосбережения и др.

Среди инициатив, которые направлены на их реализацию, проект нового закона о занятости, ряд изменений в Налоговый кодекс, направленных на обеспечение финансового суверенитета, изменение в закон об иностранных инвестициях в компании, которые имеют стратегическое значение для обороны, и др. Также будет работа с правительством над инициативами, связанными с интеграцией новых территорий в состав России и поддержкой семей участников спецоперации.

Жуков отметил необходимость комплексных изменений в Налоговый кодекс, так как, например, только в 2022 г. в ст. 284 НК (о налоговых ставках) было внесено 13 изменений и в ст. 251 (о доходах, не учитываемых при определении налоговой базы) 12 изменений.

Сложности в координации

Председатель думского комитета по контролю (координирует работу с правительством) Олег Морозов отметил, что улучшилось оперативное взаимодействие с Белым домом: только один комитет пожаловался на единичный пример того, что запрашиваемые данные не были предоставлены. Например, в 2019 г. таких жалоб было около 50.

Морозов высказал несколько замечаний к выстроенной сейчас работе. «По нашим данным, правительство на сегодняшний день нарушило сроки направления отзывов к 54 законопроектам», – сказал он. Среди проблем он назвал «висяки», т. е. законопроекты, которые с 2014 г. лежат в нижней палате парламента, а также отсутствие НПА к принятым законам.

Кроме того, Морозов упомянул еще одну «деликатную тему» – практику разработки и внесения через депутатов ведомственных законов, о которых не знает аппарат правительства (впрочем, порой депутаты предлагают исполнительной власти свои услуги – как публично, так и непублично – для ускоренного внесения инициатив. – «Ведомости»). «Если это делается за спиной правительства, то это влечет не только содержательные, но и репутационные, а иногда и политические риски», – сказал Морозов.

На что жалуются

Затем председатели комитета рассказали о своих взаимоотношениях с правительством. Все они в целом расхвалили работу с Белым домом, но говорили и о недостатках.

Председатель комитета по госстроительству Павел Крашенинников сказал, что в их комитете сейчас находится 352 законопроекта, из них 77 внесены правительством. По его словам, у них много проектов, которые выносят на рассмотрение по нескольку раз, но в итоге их не успевают рассмотреть. Из 77 законопроектов по 46 фактически приостановлена работа по не зависящим ни от комитета, ни от правительства причинам: один законопроект лежит в комитете с V созыва, четыре – с шестого, 34 – с седьмого, семь – с восьмого. Он предложил эти законопроекты или отозвать, или дать согласие на их отклонение.

Были случаи, когда депутаты и сенаторы вносили законопроект с положительным заключением правительства, но с некоторыми замечаниями, сказал глава комитета по труду Ярослав Нилов: «И потом мы годами не можем на второе чтение выйти, потому что нужно дополнительное финансирование». Он попросил «открыто говорить, что нужно дополнительное финансирование, чтобы потом не проводить кучу совещаний».

Глава комитета по финрынку Анатолий Аксаков сказал, что есть темы, которые требуют быстрого решения, например по регулированию цифровых активов и криптовалют. Причем депутаты уже внесли законопроект в Думу, до этого они обсуждали его с Центробанком, сказал Аксаков: «Но когда его начали смотреть все заинтересованные организации, то появилась критика. И есть угроза отрицательного отзыва». Аксаков попросил дать возможность принять законопроект в первом чтении, а ко второму внести требуемые поправки. Он также призвал отклонить или отозвать «застрявшие» законопроекты правительства.

Иногда правительство высказывает замечания к пояснительным запискам и финансово-экономическим обоснованиям депутатских законопроектов, предъявляя к ним те же требования, которые есть в регламенте правительства к инициативам Белого дома, сказал председатель комитета по малому и среднему бизнесу Александр Демин. Но регламент правительства не может распространяться на депутатов, добавил он. Демин также предложил закрепить в регламенте Думы механизм обращения совета нижней палаты парламента в правительство о причинах отсутствия официального отзыва Белого дома (это тормозит законодательный процесс).

Председатель комитета по экономполитике Максим Топилин сказал, что были случаи в 2022 г., когда министерства без согласования с аппаратом правительства вносили, в том числе через чужие комитеты, «истории, которые нам создавали проблемы, которые потом сложно распутывать». Он попросил это исключить из практики.

И только председатель комитета по аграрной политике коммунист Владимир Кашин был всем доволен при взаимодействии с Минсельхозом, попросив еще больше поддерживать жителей сел, и пообещал вручить грамоты представителям ведомства от комитета.

Григоренко в конце пообещал принять участие в инвентаризации законопроектов – и то, что уже потеряло актуальность, правительство отзовет. По отдельным инициативам вроде майнинга он призвал «досогласовать» позиции. Он пообещал, что отзывы будут направляться в Госдуму оперативнее. Только по ситуации с отрицательными отзывами из-за экономического обоснования Григоренко сказал, что если этого не будет, то «можно по ветру пустить бюджет».