Лавров нашел в Африке новые возможности для России

Москва конкурирует на континенте за влияние с ведущими европейскими державами
Министр иностранных дел России Сергей Лавров (слева) и глава МИД Судана Али Ас-Садек на пресс-конференции по итогам переговоров в Хартуме/ Пресс-служба МИД России

С 7 по 9 февраля Сергей Лавров посетил Мали, Мавританию и Судан, а ранее с 23 по 27 января побывал в ЮАР, Эсватини (ранее страна называлась Свазиленд), Анголе и Эритрее.

11 февраля агентство Associated Press сообщило, что власти Судана завершили пересмотр соглашения с Россией по созданию военно-морской базы в Красном море. По словам местных чиновников, военные дали согласие на ее размещение после визита в страну Лаврова, так как Москва выполнила неназываемые условия, поставленные Хартумом для достижения соглашения. Российский министр общался в Хартуме с суданским коллегой Али Ас-Садеком и председателем Суверенного совета Судана Абделем Фаттахом аль-Бурханом.

«Они [россияне] сняли все наши опасения. С военной стороны сделка была одобрена», – пояснил один из источников агентства. При этом никаких дополнительных подробностей пока не приводится. Отмечается, что соглашение вступит в силу после формирования в Судане гражданского правительства и законодательного органа, которые ратифицируют документ.

Президент России Владимир Путин еще 16 ноября 2020 г. поручил Минобороны подписать с властями Судана соглашение о создании пункта материально-технического обеспечения российского Военно-морского флота. Но в 2021 г. власти Судана заявили о неготовности ратифицировать соглашение. В октябре того же года в стране произошел военный переворот.

Проект соглашения предполагает 25-летний срок действия и автоматическое продление на последующие десятилетние периоды, если ни у одной из сторон не возникнет возражений. Максимальная численность личного состава базы не будет превышать 300 человек, а одновременно там смогут находиться не более четырех российских кораблей. По мнению сотрудника ИМИ МГИМО Артема Адрианова, для нынешних суданских властей вопрос о российской базе – карта на переговорах с Западом. Когда Судан исключили из списка стран, поддерживающих терроризм, ратификация соглашения о базе была фактически заморожена, а сейчас это возлагают уже на будущее правительство. США прямо угрожают, что ратификация такого соглашения и строительство базы будут «иметь последствия» для Хартума, о чем говорил американский посол в стране Джон Годфри еще в конце сентября 2022 г.

Находясь в Хартуме, Лавров выступил за снятие с Судана всех санкций, а Западу порекомендовал не давать советов о том, как стране выбирать руководство.

Ранее в ЮАР российский министр встречался с коллегой Наледи Пандор и с президентом страны Сирилом Рамафозой. На этих встречах также обсуждалось военное сотрудничество: ЮАР подтвердила свое желание проводить совместные с Россией и Китаем учения. Первое такое мероприятие – военно-морские учения пройдут с 17 по 27 февраля 2023 г. недалеко от берегов ЮАР. По информации ТАСС, в них примет участие фрегат «Адмирал флота Горшков», способный нести гиперзвуковые ракеты «Циркон».

Это решение осудила крупнейшая оппозиционная партия ЮАР – Демократический альянс, выступающий с прозападных позиций.

Весьма ревностно относится к военному сотрудничеству с РФ и сам Запад, о чем свидетельствует и последовавший следом за Лавровым визит главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля в ЮАР. Лавров прокомментировал этот визит знаменитой цитатой самого Борреля: он «покинул цветущий сад (ЕС) и поехал в джунгли (окружающий Европу мир)», чтобы попытаться внести разлад в отношения России и ЮАР.

Москва и Претория демонстрируют идентичные подходы во внешней политике, стремясь приблизить эпоху многополярного мира. Страны развивают сотрудничество в БРИКС, где ЮАР в 2023 г. станет председателем, и поддерживают уход от доллара во взаиморасчетах. Кроме того, визит Лаврова в ЮАР (как и в остальные страны континента) был связан и с подготовкой к проведению в июле второго саммита Россия – Африка.

В Эсватини главы МИДов Лавров и Тхули Дладла подписали соглашение о безвизе для одной категории граждан России – владельцев дипломатических и служебных паспортов. Помимо этого стороны обсудили вопросы разведки и добычи полезных ископаемых, энергетики, а также культивирования российских зерновых и сооружения ирригационных систем в этой крошечной африканской стране. Известно, что на переговорах заходила речь и об обучении эсватинских студентов в российских вузах, а их военных – на курсах повышения квалификации в России. Впрочем, по информации источника в МИДе «Российской газете», визит Лаврова в Эсватини ставил целью прежде всего донести до королевства позицию Москвы по украинскому конфликту.

На переговорах в Анголе Лавров с главой МИДа Тете Антониу обсудили проекты в торгово-экономической, военно-технической и гуманитарной областях. Как уточнил Антониу, речь шла о сотрудничестве «в области промышленности, алмазного сектора, а также проблем, требующих инновационных решений». Ангола – одна из богатейших на континенте стран по запасам нефти, алмазов, железной руды, золота, редкоземельных элементов. Развитие алмазной отрасли в этой стране происходит при активном участии России – российская «Алроса» имеет 41% акций в местном отраслевом предприятии «Катока» (Catoca).

Первый визит Лаврова в Эритрею, одну из немногих стран, не поддержавших на Генассамблее ООН резолюцию с осуждением России из-за СВО на Украине, привел к решению нарастить сотрудничество в экономике и стимулировать прямые контакты между представителями бизнеса двух стран. Среди конкретных проектов на повестке дня – изучение транзитных возможностей порта и аэропорта Массауа на Красном море и соглашение о взаимном признании дипломов.

Военно-техническое и продовольственное сотрудничество стало главной темой переговоров Лаврова в Мали. Глава МИД Мали Абдулай Диоп выразил мнение нынешних властей, которые пришли к власти в результате переворота 2021 г., что военное сотрудничество с Францией не отвечало интересам малийского народа. 15 августа 2022 г. все войска Франции, которые участвовали с 2014 г. в операции «Бархан» против исламистских террористических группировок в Мали, были выведены с территории страны. И в этом контексте помощь Москвы, в которой заверил Бамако Лавров, придется африканской стране как нельзя кстати: последняя партия российской авиатехники поступила в Мали около месяца назад. Помимо этого стороны обсудили поставки из России имеющих важнейшее значение для Мали пшеницы, минеральных удобрений и нефтепродуктов в условиях западных ограничений.

Впервые официальная российская делегация посетила и Мавританию, несмотря на то что дипломатические отношения с СССР у этой страны были установлены еще в 1964 г. Страны договорились создать рабочую группу по совершенствованию торгово-экономического взаимодействия. Это должно помочь диверсифицировать сотрудничество (например, в инфраструктурных проектах и разработке полезных ископаемых, в первую очередь железной руды). Сейчас же основной областью взаимодействия двух стран остается рыболовство. По данным МИД России, общие промысловые запасы рыбы около Мавритании оцениваются примерно в 4–5 млн т в год и российские моряки ежегодно вылавливают более 100 000 т ставриды в мавританских водах. Лавров также отметил, что «наши друзья заинтересованы в поставках из России углеводородного топлива, продовольствия и удобрений». Также в ближайшее время в Мавританию приедут российские специалисты для обучения местных врачей.

Африканское турне Лаврова было воспринято как важное событие в международной жизни и в России, и за рубежом, отмечает гендиректор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. По его словам, Россия принимает активное участие в борьбе за умы и сердца «глобального юга», так как для мировых держав эти страны представляют большую важность из-за их числа и активности на международной арене. Несомненно, визит Лаврова нес и практическую задачу – подготовку саммита Россия – Африка. Тем не менее со странами, которые посетил Лавров, в индивидуальном порядке обсуждались вопросы технического сотрудничества, а также крупные экономические проекты. Сейчас Африка, продолжает Кортунов, – «континент возможностей» с быстро растущим демографическим потенциалом. Свою игру за влияние в регионе ведут и США, и Евросоюз, и Китай, поэтому Москва просто не может оставаться в стороне, резюмирует эксперт.

Комплексный подход в работе с Африкой у России наблюдается еще с 2019 г., поясняет старший преподаватель кафедры африканистики Восточного факультета СПбГУ Александр Зданевич. Нынешнее усиление активности Москвы в регионе, очевидно, связано со скорым саммитом Россия – Африка, поэтому своим визитом Лавров подготавливал почву для предметного разговора на уровне первых лиц. По мнению эксперта, общее направление дискуссии на саммите будет сконцентрировано вокруг так называемой «тройки» – энергетики, «мягкой силы» и военно-технического сотрудничества. Последнее особенно важно, учитывая запрос африканских государств на безопасность и выгодные позиции России в этой сфере. Зданевич добавляет, что сейчас Россия хорошо зарекомендовала себя в Африке как сила, способная на достаточном удалении и в разных политических условиях обеспечивать безопасность африканских государств, не вмешиваясь при этом в их внутренние дела. Как итог, в вопросах безопасности Москва пользуется авторитетом, превышающим таковой даже у Китая, резюмирует эксперт.