В Госдуме обсуждается лишение премий в качестве наказания за плохую работу комитетов

Такое предложение высказал спикер Вячеслав Володин на Совете Думы
За зависшие в комитетах законопроекты сотрудники их аппаратов могут ответить рублем/ Максим Стулов / Ведомости

Председатель Госдумы Вячеслав Володин начал дискуссию о степени загрузки и продуктивности работы думских комитетов. 27 февраля на заседании Совета Думы он высказал идею, что в случае неудовлетворительной работы комитетов сотрудников аппаратов комитетов могут лишать квартальных премий. Об этом «Ведомостям» рассказали три собеседника в Совете Думы, собеседник в «Единой России» и сотрудник аппарата Госдумы.

«Причем это может быть распространено не только на сотрудников аппаратов комитетов, но и на председателей комитетов», – говорит сотрудник аппарата. Кроме наказания рублем может быть и ограничение в зарубежных командировках, так как депутатам таких комитетов надо сосредоточиться на работе в Думе, поскольку они не справляются с законодательным портфелем, добавляет собеседник. Он отметил, что члены совета поддержали предложение Володина.

Один из собеседников говорит, что «неудовлетворительная работа» выражается в том, сколько в комитете лежит законопроектов «без движения», т. е. не рассматриваются в течение долгого времени. Еще один собеседник при этом сомневается, что инициатива Володина будет реализована. Другой источник добавляет, что это было высказано как предложение, на реализации которого спикер не настаивал.

«Ведомости» направили запрос в управление пресс-службы и информации Госдумы.

О законопроектах, лежащих в комитетах без движения с начала VIII созыва, Володин говорил и в начале пленарного заседания 28 февраля в закрытом от журналистов режиме, рассказали «Ведомостям» четверо депутатов. Всего сейчас в Госдуме на рассмотрении находится 1369 законопроектов (в том числе 285 правительственных). Из них с начала VIII созыва без движения – 402 законопроекта (в том числе 72 правительственных).

Больше всего законопроектов сейчас на рассмотрении в комитете по госстроительству – 362 (26,4% от общего числа инициатив, находящихся в Госдуме). Из них 85 – правительственные. В этом же комитете больше всего законопроектов, которые лежат с начала VIII созыва без движения, – 143 законопроекта (39,5% законопроектов, которые находятся в портфеле комитета), в том числе 33 правительственных. По числу законопроектов, лежащих в Думе без движения, после комитета по госстроительству лидеры – комитет по экономполитике (32), комитет по транспорту (27), комитет по охране здоровья (19) и комитет по бюджету (17).

Меньше всего загружен комитет по делам национальностей. У него на рассмотрении один законопроект. В комитете по молодежной политике сейчас три инициативы, по туризму – четыре, по малому и среднему предпринимательству и по развитию Дальнего Востока – по пять. При этом, например, в комитете по туризму из четырех законопроектов два находятся без движения, а в комитете по развитию Дальнего Востока – три законопроекта без движения из пяти. Самая большая доля законопроектов без движения – в комитете по международным делам: там из восьми законопроектов с пятью ничего не происходило уже несколько лет.

Среди комитетов, которые могут наказать рублем, собеседник в аппарате Думы называет девять комитетов: комитет по госстроительству, по экономполитике, по транспорту, по охране здоровья, по просвещению, по развитию гражданского общества, по международным делам, по развитию Дальнего Востока и по туризму. «Результатом оценки комитетов должно стать повышение качества законотворчества и избавление от волокиты. По сути, это и есть тот KPI комитетов, который обсуждали в прошлом году», – говорит собеседник в аппарате Думы. Он добавляет, что Володин дал задание аппарату обработать все законопроекты в портфеле Госдумы, чтобы «обеспечить беспристрастность в обсуждении и принятии решений, связанных с нагрузкой комитетов».

Один из собеседников говорит, что вариантом решения с загруженностью комитетов может стать перераспределение нагрузки между комитетами. Например, полномочия комитета по госстроительству несколько раз пересматривались в прошлых созывах: до VII созыва темой избирательного законодательства занимался комитет по госстроительству (тогда комитет по конституционному законодательству и госстроительству, им руководил Владимир Плигин, который затем в парламент не избрался). В VII созыве этот комитет был объединен с комитетом по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. И в 2018 г. тема избирательного законодательства была передана в комитет по контролю и регламенту. Им руководила Ольга Савастьянова, которая сейчас работает руководителем секретариата Володина. Но в VIII созыве (Савастьянова в Госдуму не прошла) тему избирательного законодательства вновь вернули комитету по госстроительству.

Это попытка активизировать работу комитетов, снять проблему волокиты и безынициативности, считает вице-президент Центра политических технологий Ростислав Туровский. «Но вряд ли проблема в сотрудниках аппаратов. У комитетов по объективным причинам очень разная нагрузка, выровнять их работу невозможно. Скорее можно пытаться активизировать комитеты через более плотное взаимодействие между собой, с правительством, с администрацией президента», – говорит он. В конечном итоге ключевая проблема – это инициативность самих депутатов, но вряд ли их будут наказывать, считает Туровский.

В начале VIII созыва Володин выступил с инициативой ввести KPI комитетов Госдумы. Работу над ними он поручил первому вице-спикеру Ивану Мельникову. С комитетов собирали предложения по поводу того, как могут быть выстроены KPI. Мельников в июне 2022 г. рассказывал журналистам, что эффективность работы комитетов планировалось оценивать по трем блокам показателей: процедурному (выполнение норм регламента Госдумы), смысловому (общественно значимые результаты работы) и контрольному (участие комитетов в анализе того, как работают принятые законы). При этом до сих пор KPI официально не введены.