В Госдуме предлагают сопровождать все законопроекты обязательной информацией об их влиянии на бизнес

Глава комитета по МСП считает, что ее нужно включать в финансово-экономическое обоснование инициативы
Евгений Разумный / Ведомости

В финансово-экономическом обосновании законопроектов, которые вносятся в Госдуму, обязательно должен содержаться анализ возможного экономического влияния инициативы на субъекты предпринимательской деятельности. Проект такого постановления («Ведомости» с ним ознакомились) с поправками в ст. 105 регламента Госдумы 2 марта планируют внести депутаты фракции «Новые люди».

Сейчас при внесении законопроектов просчитывают только то, какие расходы понесет бюджет, но не прописывают, какие издержки могут понести предприниматели и сколько людей могут потерять рабочие места, говорит председатель комитета Госдумы по малому и среднему предпринимательству Александр Демин («Новые люди»). «Это в корне неверно. В 2022 г. объем всех налогов, собранных с малого бизнеса, составил более 5 трлн руб. Это 10% государственного бюджета. Ставить под угрозу их существование – это рубить сук, на котором сидишь», – считает депутат.

По словам Демина, предприниматели зачастую «страдают» от неожиданно появляющихся законов, причем издержки обнаруживаются уже после вступления законов в силу. «Потери бизнеса всегда оборачиваются потерями государства – в виде налогов, инвестиций, новых товаров и рабочих мест», – говорит Демин. В пример он приводит законопроект об акцизах на сахаросодержащие напитки: «Новые люди», утверждает он, предупреждали, что потери отрасли будут гораздо выше, чем выгода для бюджета. Если бы авторы законопроекта просчитали это заранее, можно было бы этого избежать, говорит он.

В заключении Белого дома на проект постановления говорится, что, согласно регламенту правительства, финансово-экономическое обоснование должно содержать оценку влияния реализации законопроекта на доходы и расходы бюджета, юридических и физических лиц, а также в зависимости от законопроекта включать расчеты расходов бюджета, бюджетные обоснования, сведения об источниках финансового обеспечения, дополнительные расходы, сведения об увеличении (уменьшении) поступлений налогов или иных платежей в бюджет. Проект постановления же предусматривает обязательность проведения анализа для всех законопроектов, которые вносятся в Госдуму, в том числе не влияющих на расходы бюджета, отмечается в заключении Белого дома («Ведомости» ознакомились с документом).

Инициатива хорошая, но практическая польза будет только в том случае, если заработает механизм учета мнения делового сообщества по законопроектам, говорит замруководителя экспертно-правовой службы уполномоченного по защите прав предпринимателей Наталья Рябова. По ее мнению, инициативу, к примеру, можно дополнить «нулевыми слушаниями» законопроектов на базе Общественной палаты, изменив существующую процедуру обсуждения «Сейчас «нулевые слушания» носят факультативный, не обязывающий характер. А можно в ходе таких слушаний проводить публичную экспертизу возможного влияния законопроектов на экономику». В частности, она предлагает установить четкий круг участников такой дискуссии: разработчики, представители бизнес-ассоциаций и института уполномоченного, кроме того, нужно прописать процедуру прихода к соглашению между сторонами.

Инициативу поддерживают и в «Опоре России». Президент организации Александр Калинин сказал «Ведомостям», что такое обоснование обязательно должно сопровождать законопроекты и «рано или поздно так и будет». Предложение снизит необоснованное давление на бизнес, поскольку будет обязателен анализ влияния законопроекта на предпринимателей, добавляет он: «Например, если кто-то хочет внедрить обязательную маркировку, то пусть просчитает, сколько это будет стоить. Или сейчас обсуждается предложение об установке счетчиков для учета продукции малых пивоваров – пропишите в законопроекте, сколько это будет стоить бизнесу, тогда хотя бы будет понятно, что инициаторы законопроекта хотят получить».

Зампредседателя «Деловой России» Антон Данилов-Данильян поддерживает инициативу, но считает, что подготовить такой анализ будет сложно, поскольку просчитать все последствия принятия законопроектов практически невозможно. «Какие-то законопроекты могут иметь положительное влияние на одни отрасли, но негативное на другие», – говорит он. Данилов-Данильян отмечает, что можно, к примеру, вводить «приоритетные отрасли» в зависимости от текущей ситуации, но «ситуация может и измениться через какое-то время». «Просчитать влияние на бюджет, дополнительные расходы, как это делается сейчас, возможно. Но дать комплексную оценку очень сложно. Так что инициатива звучит красиво, но практически нереализуема», – говорит он.