Армения не планирует арестовывать Владимира Путина по ордеру Международного уголовного суда

В Ереване предлагают заключить соглашение с РФ об иммунитете от выдачи граждан в Гаагу
Проблема Римского статута является лишь очередным раздражителем в контактах Москвы и Еревана и не приведет к краху их отношений/ Вячеслав Прокофьев / ТАСС

Армения прислушалась к опасениям России из-за присоединения Еревана к Римскому статуту Международного уголовного суда (МУС) и не планирует арест ее президента Владимира Путина, ордер на который 17 марта выдал суд по обвинению в «незаконной депортации детей» с Украины. Об этом заявил 1 апреля вице-президент Национального собрания республики Акоп Аршакян в интервью Armenpress.

«Сегодня [1 апреля] мы подписали с другой страной соглашение, согласно которому Римский статут не повлияет на наши двусторонние отношения. Такое урегулирование может быть и с Россией. Но это всего лишь один из вариантов, есть и другие. Ясно одно: мы услышали опасения, высказанные Российской Федерацией», – сказал Аршакян об обязанности исполнять решения МУС. Он также подчеркнул, что обязательства, которые возникают у Еревана с момента присоединения к Римскому статуту, не нанесут вреда отношениям с Москвой, а решение Конституционного суда Армении «не признает виновным никого, ни в каком вопросе и не требует шагов к аресту кого-либо».

Официальный представитель МИД России Мария Захарова, отвечая на вопрос «Ведомостей» о словах Аршакяна, отметила, что «гипотетические предположения не требуют комментария». «Ведомости» также направили запрос пресс-секретарю президента России Дмитрию Пескову.

Римский статут – основополагающий документ МУС, на март 2023 г. его ратифицировало 123 государства. Среди дружественных России государств это, например, страны БРИКС Бразилия и ЮАР (там в 2023 г. пройдет саммит объединения), Таджикистан и Молдавия.

Армения подписала документ еще в 1998 г., но не ратифицировала его. В 2004 г. конституционный суд республики признал обязательства договора противоречащими ряду положений конституции 1995 г. (основной закон страны менялся в 2005 и 2015 гг.). 29 декабря 2022 г. правительство Армении запустило процесс ратификации Римского статута задним числом, с 12 мая 2021 г., объясняя эту необходимость «военной агрессией и оккупацией территорий Республики Армения, осуществленной вооруженными силами Азербайджана». Особый упор делался на обострении конфликта в сентябре 2022 г., когда, по заявлению Еревана, боевые действия возобновились из-за атаки азербайджанцев на суверенную территорию Армении. 24 марта председатель Конституционного суда Армении Арман Диланян признал соответствующими конституции страны обязательства, закрепленные Римским статутом МУС. В МИД России сочли «абсолютно неприемлемыми» планы Еревана по присоединению к Римскому статуту на фоне выдачи МУС ордера на арест Владимира Путина и уполномоченной по правам ребенка в РФ Марии Львовой-Беловой, сообщало агентство ТАСС. Собеседник агентства тогда отмечал, что Армению предупредили «о крайне негативных» последствиях такого решения.

России нет среди участников МУС, хотя Москва еще в 2000 г. подписала статут, в ноябре 2016 г. Путин подписал распоряжение о намерении России не становиться полноправным участником этого органа. В МИДе тогда пояснили, что гаагский суд «не оправдал возложенных на него надежд и не стал подлинно независимым». За день до решения президента России прокурор МУС Фату Бенсуда сочла присоединение Крыма к России войной с Украиной и оккупацией ее территорий. США также нет среди участников МУС: Вашингтон, так же как и РФ, подписал Римский статут в 2000 г., но не ратифицировал документ. Более того, через два года Джордж Буш-младший и вовсе отозвал подпись своего предшественника Билла Клинтона. Тогда же в США был принят закон о защите американских военнослужащих (ASPA). Он дает право президенту США использовать все меры «для освобождения любых лиц на службе США или их союзников, если такие лица были задержаны МУС или кем-либо от его имени». Наблюдатели отмечали, что такая расплывчатая формулировка не исключает в теории даже использования военной силы против Нидерландов, где и находится суд.

Вашингтон заключил двусторонние соглашения более чем со 100 государствами об иммунитете своих граждан от передачи в МУС, ссылаясь на ст. 98 Римского статута (запрещает требовать от государств передачи разыскиваемых, если эти государства имеют соответствующие международные договоренности). Страны, отклонявшие подобные предложения США во времена администрации Буша-младшего, сталкивались с угрозой потери военной и другой американской помощи.

Известно, что МУС планировал расследовать возможные преступления американцев в Афганистане, так как эта страна признает юрисдикцию Римского статута. В апреле 2019 г. коллегия судей отказалась от этой идеи, заявив, что что трудности с получением доказательств перевешивают преимущества судебного преследования с низкой вероятностью вынесения обвинительного приговора. Это произошло через неделю после слов занимавшего тогда пост госсекретаря США Майка Помпео о том, что Вашингтон будет отказывать в визах сотрудникам суда и судьям, занимающимся расследованием против американцев.

Намерение Еревана решить возникшее противоречие путем диалога можно приветствовать, но на деле разработка подобного соглашения может создать определенные юридические риски, считает профессор кафедры международного права МГИМО Дмитрий Лабин. Учитывая природу международного права, которое строится на добросовестном выполнении странами взятых обязательств, руководство Армении сейчас оказалось в ситуации, когда ради добросовестного выполнения одного договора нужно нарушить другой. В целом можно утверждать, добавляет эксперт, что основанный на Римском статуте суд не оправдал себя. По сравнению с национальными законодательствами функция МУС является лишь дополнительной, так как с ней отлично справляется любой уголовный кодекс отдельно взятой страны. К тому же непризнание МУС рядом стран, среди которых США, Китай и Россия, говорит о том, что инициатива по созданию этого учреждения так и не была успешно реализована, подытоживает Лабин. Тот факт, что ратифицировавшие Римский статут страны заключили с США соглашения о неподсудности американских граждан, в очередной раз доказывает договорную природу международного права и неэффективность этого суда. По словам эксперта, о непредвзятости и независимости этой инстанции говорить нельзя, что и показал отказ вести расследование против американцев в 2019 г.

Проблема Римского статута является лишь очередным раздражителем в контактах Москвы и Еревана и не приведет к краху их отношений, уверен завсектором Кавказа ИМЭМО РАН Вадим Муханов. Мотивация Армении ратифицировать Римский статут понятна – Ереван уже давно апеллирует к разным международным инстанциям, в том числе судебным, призывая их осудить действия Азербайджана. При этом не может не вызывать беспокойства тот факт, что руководство Армении решило поднять вопрос МУС именно сейчас, на фоне осложнений в отношениях с Россией.

По словам Муханова, ситуация вокруг Римского статута не единственная проблема между Россией и Арменией. Ереван недоволен сбалансированным подходом российского руководства к проблеме Нагорного Карабаха и ситуации на армяно-азербайджанской границе, а также разочарован в ОДКБ. Тем не менее состояние армяно-российских отношений даже при всех этих проблемах таково, что спор вокруг МУС не может их разрушить, резюмирует эксперт.