Запасной тигр просыпается

Индия стала самой населенной страной мира, и это для нее шанс стать «новым Китаем»
68% индийцев сейчас в трудоспособном возрасте от 15 до 64 лет, это 950 млн человек. В ближайшее десятилетие, по прогнозам, количество работников в Индии вырастет еще на 101 млн человек/ SANKHADEEP BANERJEE / NurPhoto via AFP

В Индии живет уже 1,4286 млрд человек против 1,4257 млрд человек в КНР, свидетельствуют актуальные данные ООН. Учитывая, что все население Земли чуть более 8 млрд, каждый третий житель планеты теперь или индиец, или китаец. США заняли почетное 3-е место, но с большим отрывом («всего» 340 млн жителей).

Чиновники КНР сделали по этому поводу несколько заявлений, суть которых сводится к одному: зря СМИ подняли такой шум, нельзя судить о стране по количеству ее граждан. Например, представитель китайского МИДа Ван Вэньбинь подчеркнул, что важно «смотреть не только на численность, но и на качество населения».

Нотки ревности, промелькнувшие в словах Вана, объяснимы. «Западные компании отчаянно ищут резервную копию Китая в качестве мирового производственного цеха – эта стратегия получила название «Китай плюс один», – пишет The Wall Street Journal. Индия прилагает продуманные усилия, чтобы стать этим «плюс один», и возможности для рывка у страны есть. Так что конкуренция двух гигантов за инвестиции и товарные рынки станет одним из главных сюжетов в мировой экономике ближайшего десятилетия.

Два миллиарда рук

Политика «нулевой терпимости» к коронавирусу, которую практиковал Китай в ходе пандемии, наносила ущерб иностранным производствам на его территории. А геополитические трения КНР с США повышают риски для инвестиций в Китай. Но важнейшая причина, которая заставляет западные компании искать новую промышленную площадку, – рабочая сила в Китае дорожает.

В прошлом году смертность в КНР впервые с 1960 г. превысила рождаемость, и население страны сократилось на 850 000 человек. Доля жителей старше 65 лет зашкалила за 13%. Китай встал на тот же путь, что и Япония, и многие западные страны, где уменьшающийся контингент работников изо всех сил пытается прокормить растущее число стариков. Во многом это следствие политики «Одна семья – один ребенок», которую проводили в КНР с 1979 г. В 2016 г. китайцам разрешили рожать двух детей, а в 2021 г. – трех. Но было уже слишком поздно. Кроме того, доля городского населения в Поднебесной с 1979 г. выросла с 18 до 60%, а много рожать не в привычках жителей городов.

В Индии после обретения независимости тоже экспериментировали с программами планирования семьи, но эти опыты быстро прекратились. Людей старше 65 в стране только 7%, гласят данные ООН. А вот на тех, кому еще нет 25 лет, приходится целых 47%. В целом трудоспособное население возрастной категории 15–64 – это 68% индийцев, более 950 млн человек.

Модное выражение «демографический дивиденд» теперь часто встречается в статьях об экономике Индии. Заняв пост премьер-министра в 2014 г., Нарендра Моди заявил, что рост населения позволит стране рвануть вперед и выйти в лидеры мировой экономики, вспоминает руководитель Центра Индоокеанского региона ИМЭМО РАН Алексей Куприянов. Но Ван прав: размер населения – это еще не все, что нужно для успеха. В конце 1940-х гг. ВВП Индии и Китая были примерно равны, говорит профессор кафедры востоковедения МГИМО Сергей Лунев, хотя в КНР было в 1,5 раза больше жителей. А сейчас при практически равном населении вклад Китая в мировую экономику куда больше: ВВП КНР в 2022 г. составил $18,32 трлн, Индии – $3,47 трлн. Почему?

Зачем что-то менять

В 2017 г. в штате Карнатака стартовало производство iPhone, и сейчас Индия обеспечивает уже 7% от общего объема выпуска смартфонов корпорации Apple. Согласно прогнозу JPMorgan, в 2025 г. четверть всех iPhones будут иметь индийское происхождение. Но, как пишет Financial Times, расширение производств Apple в Индии проходит с большими трудностями из-за низкой квалификации местных работников. Например, один из локальных поставщиков корпусов для смартфонов выдает 50%-ный брак.

Конфедерация индийской промышленности (CII) приводит данные: в Поднебесной доля квалифицированных работников составляет 24% от общего числа, в США – 52%, в Великобритании – 68%, в Японии – 80%. А в Индии – менее 3%.

Более 45% трудоспособных индийцев заняты в сельском хозяйстве и не демонстрируют высокой производительности: вклад аграрного сектора в ВВП страны менее 20%. Индийские учебные заведения делают упор на заучивание информации, а не на soft skills и другие нужные в современном мире навыки, жаловался CNN профессор Индийской школы бизнеса (ISB) Чандрасекар Шрипада. В итоге тысячи выпускников колледжей берутся за работу явно не по статусу – вроде курьеров. Bloomberg тоже обращает внимание на то, что у большинства инженерных колледжей в Индии нет современной учебной программы – «их выпускники бесполезны для промышленности», утверждает агентство.

Хорошая новость в том, что власти осознают проблему и принимают меры. Стартовавшая в 2015 г. национальная программа Skill India предусматривает переподготовку и дополнительное обучение 300 млн человек. Образовательные кампусы в Индии открыли Oracle, Toyota, Suzuki, австралийский Университет Дикина. Особенное внимание авторы программы уделяют вовлечению женщин в профессиональную деятельность, ведь сейчас формально трудоустроена только одна из каждых пяти жительниц Индии. Но повышение профессиональных качеств населения – процесс небыстрый. Его тормозит и то, что Индия является самой гетерогенной страной в мире, говорит Лунев: население говорит на 1652 языках и диалектах из четырех языковых семей. Препятствием к социальной мобильности остается и кастовая система – хотя со стороны может показаться, что она приказала долго жить, на самом деле она ослабла, но сохранилась, рассказывает Лунев.

Наконец, фундаментальным фактором, оказывающим влияние на экономику, остается нехватка мотивации к успеху и богатству у того самого населения. Лунев указывает: к удивлению социологов, индийцы склонны оценивать свое благосостояние лучше, чем оно есть на самом деле. Бедняк может быть вполне доволен жизнью и считать, что у него все в порядке. Зачем что-то менять?

Гирлянды роста

Развитию экономики также мешает нехватка инфраструктуры, говорит Куприянов. Еще несколько лет назад все порты страны уступали по мощности одному порту Тяньцзиня в Китае. Между тем порядка 90% внешнего товарооборота Индии идет по морю, в основном с помощью контейнерных перевозок.

Другая помеха росту – действующие в Индии ограничения на иностранные инвестиции в некоторые секторы экономики: железные дороги, розничную торговлю, строительство домов, отдельные сферы сельского хозяйства. На это накладываются бюрократическая волокита и запутанная налоговая система, констатирует индийское интернет-издание ITVoice.

Правительство Моди борется с ситуацией посредством серии масштабных национальных программ. С 2014 г. действует инициатива «Делай в Индии», стимулирующая инвестиции и перенос производства из других стран. Программа сфокусирована на 25 секторах промышленности – от автопрома до производства текстиля.

Стартовавшая в 2020 г. Atmanir-bhar Bharat Abhiyan («Самодостаточная Индия») нацелена на то, чтобы снизить зависимость от экспорта в ключевых секторах. Среди мер – увеличение инвестиций в НИОКР, поддержка малых и средних предприятий. Bharatmala Pariyojana («Проект индийской гирлянды») модернизирует автодорожную сеть. Sagar Mala («Гирлянда моря») развивает порты. M-SIPS предоставляет финансовые стимулы производителям электроники. И эти инициативы имеют ощутимый эффект. Индия буквально прыгнула вверх в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка со 142-й позиции в 2014 г. до 63-й в 2020 г. Экспорт электроники из Индии за пять лет вырос втрое до $23 млрд в 2022 г. По данным Counterpoint Technology Market Research, уже 19% мирового производства смартфонов в 2023 г. обеспечит Индия. А экспорт программного обеспечения из этой страны в 2022 г. составил $150 млрд.

Датская Vestas, один из крупнейших в мире производителей ветрогенераторов, запустила в Индии уже два своих предприятия. На местных заводах финской Salcomp, крупнейшего в мире производителя зарядных устройств для смартфонов, работает 12 000 сотрудников, и в ближайшие два года их число удвоится. Средний ежегодный объем иностранных инвестиций в экономику Индии в 2020–2022 гг. составлял $42 млрд – вдвое больше, чем десятилетием ранее.

Бомба рождаемости

Достаточно ли этих мер для адекватного ответа на демографический вызов, который стоит перед Индией? «Экономика не успевает за ростом населения», – констатирует Куприянов. Согласно прогнозу CII, к 2030 г. в Индии появится еще 101 млн новых работников – и, таким образом, индийцы составят 24,3% от общего объема трудовых ресурсов Земли.

Как посчитать индийцев

Демографические подсчеты ООН во многом оценочные, выведенные с помощью формул и экстраполяций. А точных показателей не знают и власти Индии. Последняя перепись населения в стране прошла в 2011 г. Именно ее данные с некоторыми поправками используются правительством для экономических прогнозов и оценок, признавался Reuters высокопоставленный чиновник министерства статистики и выполнения программ. 12 лет назад в Индии жило 1,21 млрд человек. Если верить оценкам, то с тех пор в стране прибавилось 220 млн – больше, чем население Бразилии.
Очередная перепись была намечена на 2021 г., но была отложена из-за пандемии. Карантин давно сняли, но перепись все откладывают. Первый шаг при подготовке переписи – временный запрет на изменение административных границ, пишет газета The Indian Express. В декабре прошлого года его введение опять отложили, на этот раз до 30 июня 2023 г. Причины переноса переписи все время называют разные. Например, что надо синхронизировать программное обеспечение переписчиков с существующими базами данных. Или что переписчики заняты другими делами. Перепись в Индии проводят примерно 330 000 учителей государственных школ. Работы у них невпроворот – в каждый дом надо прийти дважды: в первый раз отметить всех проживающих в нем, а во второй задать им множество вопросов на одном из 16 официальных языков переписи. Между тем педагоги должны еще и работать на избирательных участках. Этим летом пройдут выборы в девяти штатах, в следующем грядут общенациональные выборы. А ведь учителям надо еще вести уроки, проверять домашние задания, писать отчеты. Как подозревают критики Моди, для откладывания переписи есть еще одна серьезная причина: в преддверии выборов правительство не хочет обнародовать данные по чувствительным вопросам вроде безработицы.

Но уже сейчас Индии нужно около 9 млн новых рабочих мест каждый год, чтобы трудоустроить молодежь. По данным Центра мониторинга индийской экономики, в декабре 2022 г. уровень безработицы составил 8,3%. Из-за этого зарплаты остаются неизменными уже восьмой год подряд, гласит исследование Делийского университета. «Рабочие места – это задача номер один для экономики. Нам не нужно, чтобы все были программистами или консультантами. Но нам нужны достойные рабочие места», – заявил в прошлом году Рагурам Раджан, бывший председатель Резервного банка Индии, в эфире NDTV. «Индия сидит на бомбе замедленного действия, – говорит Шрипада. – Если не удастся создать достаточно рабочих мест за относительно короткое время, велика опасность социальных волнений». Впрочем, Лунев обращает внимание еще на одну национальную особенность индийцев: формы протеста здесь традиционно мирные, без причинения вреда делом или словом кому бы то ни было.

«Много трудоспособного населения – это большой плюс или опасность?» – с такими заголовками выходит The Times of India. У Индии одна из самых быстрорастущих экономик мира. В 2022/23 финансовом году (заканчивается 31 марта) ожидается рост ВВП в 6,8%. Но, согласно отчету McKinsey, чтобы успевать создавать новые рабочие места, в этом десятилетии экономика страны должна расти на 8,0–8,5% ежегодно. Особые опасения вызывают менее развитые и более бедные северные штаты Индии, такие как Уттар-Прадеш и Бихар, где уровень образованности ниже, а население растет быстрее по сравнению с югом страны. Правительство борется с проблемой, поощряя миграцию как образованной молодежи, так и необразованной. Последние едут в страны Персидского залива, где требуется много неквалифицированных рабочих, отмечает Куприянов.

Промышленники страны тем не менее в своих прогнозах оптимистичны. CII в прошлогоднем докладе прогнозирует рост ВВП страны с нынешних $3,5 трлн до $9 трлн к 2030 г., а к 2047 г. и вовсе до $40 трлн. Индия успеет проскочить в окно возможностей, которое открыл взрывной рост населения, утверждает CII.

Но у демографического дивиденда ограниченный срок годности, предупреждает конфедерация. В 2000–2010 гг. население Индии каждый год увеличивалось в среднем на 1,7%, а после 2010 г. средний прирост составляет 1,2%. Если динамика не изменится, то в 2030–2040 гг. количество индийских работников вырастет только на 61 млн человек, а в 2040–2050 гг. – всего на 21 млн человек. Согласно одним прогнозам, в целом население Индии начнет уменьшаться в середине века, по другим – около 2070 г. И обратить этот процесс вспять практически нереально, убежден профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников. Доля городского населения в Индии тоже растет – с 28% в 2001 г. до нынешних 36%. Увеличение срока обучения, когда молодежь сидит на шее у родителей, рост числа работающих женщин, совершенствование пенсионной системы – все это неминуемо снижает рождаемость. Так что Индия столкнется с тем же самым старением населения, что и Западная Европа и Япония, а теперь и Китай.