Россия отказалась публиковать данные о своих стратегических ядерных силах

США аналогичную информацию раскрыли, несмотря на приостановку Москвой Договора о стратегических наступательных вооружениях
Инспекции США российских предприятий и других объектов могут быть использованы во вред интересам России/ Максим Стулов / Ведомости

Россия не будет публиковать данные о своих стратегических ядерных силах (СЯС) даже после того, как это сделал госдепартамент США, традиционно представляющий информацию о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Об этом 16 мая заявил заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков. «Мы это прочитали, коллеги в других ведомствах это тоже посмотрели. Через какое-то время спишем в архив, но определяемся по ситуации мы теперь, исходя из совершенно других подходов и принципов. ДСНВ приостановлен», – сообщил он.

По данным госдепартамента, на 1 марта этого года у США имелось 662 развернутых носителя (межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков) и 1419 развернутых ядерных боезарядов. Кроме того, у США имелось еще 138 неразвернутых носителей стратегических ядерных боезарядов. По последним данным, публиковавшимся МИД РФ, на 1 марта 2021 г. Россия имела 800 носителей и 1456 развернутых боезарядов.

Договор об СНВ был подписан в 2010 г. президентами России и США Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой. Документ предусматривал сокращение СЯС до уровня 700 развернутых и суммарно 800 развернутых и неразвернутых стратегических носителей. Количество неразвернутых стратегических носителей может быть и больше 100 единиц, если число развернутых меньше 700, так как США заявляют большую часть своих стратегических бомбардировщиков как носителей обычных вооружений. Число развернутых боезарядов должно было быть сокращено до 1550 единиц. Договором предусматривались детальные инспекции в местах производства и развертывания носителей стратегических ядерных вооружений и обмен данными телеметрии при испытаниях новых типов ракет. Договор был заключен на 10 лет до 2021 г. с возможностью продления еще на пять лет. Администрация прежнего президента США, Дональда Трампа, обставляла продление договора заранее невыполнимыми условиями, такими как присоединение Китая к переговорам о дальнейших сокращениях СЯС. До этого администрация Трампа стала инициатором ликвидации Договора о ракетах средней и меньшей дальности, который запрещал ракеты дальностью от 500 до 5000 км, и Договора об открытом небе, который разрешал воздушные инспекции территорий стран-участниц. Но победивший на выборах 2020 г. президент США Джо Байден был сторонником ДСНВ и продлил его вскоре после своей инаугурации в начале 2021 г. К этому решению тогда присоединилась и Россия.

В феврале 2023 г. президент России Владимир Путин в своем послании объявил, что Москва решила приостановить действие ДСНВ. Он мотивировал это решение тем, что в условиях специальной военной операции (СВО) инспекции США российских предприятий и других объектов могут быть использованы во вред интересам России. Так, Воткинский машиностроительный завод кроме МБР «Ярс» и БРПЛ «Булава» производит также баллистические ракеты для комплекса «Искандер», которые активно применяются в СВО.

Отказ от обмена данными связан с приостановкой действия ДСНВ в целом, говорит научный сотрудник Центра международной безопасности ИМЭМО РАН Дмитрий Стефанович. Формально российской стороне юридически запрещено выполнять какую-либо деятельность, связанную с ДСНВ, что наглядным образом продемонстрировано и отказом публиковать информацию. США также отказались от предоставления ежедневных уведомлений по своим СНВ. Общие данные по США в целом не удивляют, а вот в части отечественных сил, особенно в разрезе развернутых боезарядов, последнее время (с марта 2020 г.) наблюдался рост, прошлой осенью их количество было всего на одну единицу ниже потолка, установленного договором, продолжает Стефанович. Российская сторона при этом взяла на себя добровольное обязательство придерживаться количественных ограничений ДСНВ в период его действия, несмотря на приостановку договора, продолжает эксперт. Вероятно, с помощью технических средств разведки у США есть общая картина о состоянии наших СНВ как минимум в части носителей. А вот ситуация с боезарядами лишний раз демонстрирует полезность инспекционной деятельности. При этом и для России было бы неплохо иметь доступ к американским перспективным носителям, которые могут теоретически приблизиться к развертыванию до 2026 г. Но признаки возможного изменения ситуации с ДСНВ сейчас отсутствуют, разговор пока ведется исключительно в части формальных взаимных обвинений, констатирует Стефанович.