Взрыв аммиакопровода Тольятти – Одесса минимизирует шансы на продление зерновой сделки

Эксперты не верят, что его удастся отремонтировать и запустить до завершения боевых действий
t.me/shot_shot

В Харьковской области участок аммиакопровода Тольятти – Одесса, возобновление работы которого – одно из ключевых условий России для продлений зерновой сделки, поврежден впервые с начала СВО. О взрывах и разгерметизации магистрали первым заявил глава администрации украинского региона Олег Синегубов 6 июня в своем Telegram. По его словам, инцидент произошел у села Максютовка (у линии соприкосновения ВСУ и российской армии. – «Ведомости»). Спустя сутки, 7 июня, пресс-служба Минобороны РФ назвала виновной в намеренном повреждении аммиакопровода украинскую диверсионно-разведывательную группу.

Как сообщает российское военное ведомство, взрыв произошел вечером 5 июня, а по состоянию на 7 июня «через поврежденные участки трубопровода идет стравливание остатков аммиака с украинской территории». В Минобороны указали, что среди мирного населения имеются пострадавшие. Как сообщила на брифинге в тот же день официальный представитель МИД России Мария Захарова, была «выведена из строя одна из насосных станций, сработали блокировочные клапаны». «По предварительным оценкам, ремонтно-восстановительные работы займут от одного до трех месяцев при наличии доступа к месту повреждения», – сказала Захарова (трансляция велась в RuTube). Она назвала Украину «единственной заинтересованной стороной» в повреждении аммиакопровода и заверила, что Россия примет меры, чтобы выяснить обстоятельства произошедшего.

Транзит российского аммиака (в основном используется для производства удобрений) по трубопроводу Тольятти – Одесса был фактически остановлен в феврале 2022 г. Одесский припортовый завод, где сырье загружается в танкеры и направляется на экспорт, фактически прекратил операции с перегрузкой аммиака в апреле прошлого года. Трубопровод был построен в конце 1970-х для транспортировки аммиака «Тольяттиазота» («ТоАЗ») на экспорт. Его общая производительность – 2,5 млн т в год (из них около 2 млн т прокачивал «ТоАЗ»). Украинским участком трубы управляет госкомпания «Укрхимтрансаммиак», российской – «Трансаммиак». Весной 2022 г. 93,8% «Трансаммиака» приобрела компания «Химактивинвест», аффилированная с «Уралхимом». По итогам нескольких аукционов, проведенных в 2022 г. в рамках банкротства экс-владельца предприятия Сергея Махлая, структуры «Уралхима» купили 80,9% акций «ТоАЗа».

«В настоящее время российская часть аммиакопровода, принадлежащая АО «Трансаммиак», надежно отсечена от украинской части и находится в безопасном и исправном состоянии под постоянным контролем служб АО «Трансаммиак», – говорится в заявлении пресс-службы «Трансаммиака», поступившем в «Ведомости». Граница раздела сфер ответственности с украинской госкомпанией находится в Белгородской области на государственной границе, напомнили там. «ПАО «Трансаммиак» не располагает информацией касательно событий, происходящих на территории другого государства», – заключается в заявлении.

В ноябре 2022 г. совладелец «Уралхима» Дмитрий Мазепин пожаловался Владимиру Путину на препятствия с украинской стороны в части перезапуска аммиакопровода и самоустранение ООН от решения данного вопроса. Путин пообещал «проработать» вопрос с организацией, но ситуация так и не разрешилась, В середине апреля 2023 г. МИД России назвал перезапуск магистрали одним из условий продления зерновой сделки.

«ТоАЗ» строит свой терминал по перевалке аммиака и карбамида в порту Тамань, капзатраты по проекту оцениваются в 60 млрд руб. Мощность перевалочного комплекса составит 5 млн т в год. Первая очередь рассчитана на перевалку до 2 млн т аммиака в год и должна быть введена в декабре. На втором этапе мощности комплекса вырастут до 3,5 млн т аммиака и 1,5 млн т карбамида в год (точного времени запуска нет). Порт создаст альтернативный маршрут для вывоза аммиака на экспорт, сейчас таких терминалов в России нет.

Эксплуатация аммиакопровода, пока идут боевые действия, сомнительна, все попытки перезапустить его до стабилизации обстановки опасны, считает аналитик «Финама» Алексей Калачев. «ТоАЗ», очевидно, теряет эту нитку до тех пор, пока бои не прекратятся, уверен эксперт. Производство аммиака в 2022 г. уже сократилось на сопоставимое с транспортировавшимся по Тольятти – Одесса, что говорит о фактическом «принятии» данной ситуации «Тольяттиазотом», отмечает Калачев.

«Плюс альтернативного трубопроводу маршрута – независимость от сопредельного государства и военно-политических рисков. Минус – «ТоАЗ», ранее пользовавшийся готовыми и отчасти собственными мощностями по транспортировке, становится более зависимым от железнодорожных перевозок. Увеличатся издержки на загрузку и перегрузку аммиака из цистерн, им придется и дальше наращивать парк», – считает Калачев.

Взрыв на остановленном аммиакопроводе Тольятти – Одесса делает шансы на его перезапуск и продление зерновой сделки после 17 июля все более призрачными, считает научный сотрудник ИМЭМО РАН Дмитрий Офицеров-Бельский. Последнее продление 18 мая, на его взгляд, было жестом Москвы, чтобы подыграть одному из основных бенефициаров соглашения – переизбранному президенту Турции Реджепу Эрдогану, полагает эксперт. Он напоминает, что Украина и Запад условия сделки де-факто не выполняли, им она нужна была, чтобы вывезти зерно и успеть перенаправить его потоки сухопутным маршрутом через Восточную Европу, страны которой в итоге согласились с Еврокомиссией на транзит при условии запрета отгрузок у себя вплоть до сентября. Так Польша становится основным оператором транзита украинского зерна, заключает Офицеров-Бельский.