Конгресс обеспокоен ростом доли небоеспособных атомных подлодок в ВМС США до 40%

С 2012 года этот показатель удвоился на фоне проблем в американской судоремонтной отрасли
Naomi Johnson / AP

В 2023 финансовом году 37% (18 из 49) многоцелевых атомных подводных лодок (МЦАПЛ или SSN в американской классификации) ВМС США выведены из строя для прохождения ремонта или ожидают его. Это почти вдвое больше, чем допустимо по имеющимся нормативам и может оказаться недостаточно для сдерживания Китая, говорится в докладе Исследовательской службы конгресса США.

В 2012 г. находились на ремонте или ожидали его лишь 11 из 53 таких подлодок (21%), В 2014 г. – 13 из 53 (или 28%), в 2020 г. – 10 из 50 (30%). При этом в конце 2020 г. число штатных МЦАПЛ в ВМС США было вдвое меньше, чем на пике в 1987 г. (98) к концу холодной войны. В докладе отмечается, что увеличение числа выведенных для ремонта лодок связано «с недостаточным количеством рабочих и ограниченностью производственных мощностей на четырех государственных военно-морских верфях, которые являются основными объектами для выполнения работ по капитальному ремонту и техническому обслуживанию».

Еще одной причиной называются «проблемы в цепочке поставок, влияющие на наличие запасных частей». По мнению Исследовательской службы конгресса, это «оказывает повышенное давление на те МЦАПЛ, которые находятся в состоянии оперативной готовности и ведет к периоду ослабления обычных средств сдерживания против потенциальных противников, таких как Китай».

Сейчас, согласно докладу исследовательской службы американского Конгресса, в ВМС США находится 26 МЦАПЛ типа Los Angeles (постройки 1970-1990-е гг.), 3 лодки класса Seawolf (строились в 1990-е гг.) и 21 лодки самого современного на данный момент класса Virginia (строятся с начала 2000-х гг.). К 2028 г., согласно документу, прогнозируемая численность МЦАПЛ в ВМС США сократится до минимума в 41 единицу из-за выбытия АПЛ типа Los Angeles, даже несмотря на продление срока службы некоторых из них. К 2030 г. общее число таких лодок стабилизируется за счет усилий по вводу новых лодок до 46 единиц, говорится в докладе, и восполнится до 50 только к 2032 г. «Китай принял к сведению [эту тенденцию]», – отмечают авторы доклада. 

«Чтобы справиться с ограничениями производственных мощностей, ВМС увеличили штат сотрудников верфей и в 2018 г. приступили к реализации 20-летнего многомиллиардного инвестиционного плана, получившего название "Программа оптимизации инфраструктуры верфи" (SIOP), направленного на модернизацию объектов», – говорится в докладе. Кроме того, ВМС США, чтобы удержать число боеготовых лодок, перенесли на будущее «небольшое количество» капитальных ремонтов, что вызвало обеспокоенность их будущей боеспособностью в профильном комитете Конгресса, следует из документа.

Научный сотрудник ИМЭМО Илья Крамник разделяет выводы доклада о причинах роста числа небоеспособных атомных подлодок в ВМС США. По его словам, проблемы в американской судостроительной отрасли хронические и только усугубляются со временем на фоне нехватки квалифицированных кадров и необходимости технического перевооружения верфей. Закономерным следствием этих проблем, продолжает Крамник, стало затягивание сроков ремонтов американских подлодок и претензии ВМС США к качеству проведенных верфями операций.

Проблема низкого в сравнении с нормативами уровня технической готовности АПЛ в западных флотах наблюдается не только у крупнейших в мире ВМС США, но и у британского флота. У него возникли проблемы как с финансированием, так и с начинающейся деградацией судостроительной и судоремонтной промышленности. «Похожие проблемы наблюдаются и у имеющих на вооружении атомные подлодки ВМС Франции», – отмечает эксперт.