Правительство Индии может запретить экспорт большей части риса
Причиной стала угроза засухи и рост внутренних цен на продовольствиеИндийские власти из-за роста внутренних цен на продовольствие рассматривают вопрос о запрете экспорта большинства сортов риса, который составляет в совокупности 80% от общего объема поставок. Об этом сообщило 13 июля агентство Bloomberg со ссылкой на источники. Индия – крупнейший экспортер риса. Она занимает 40,5% в глобальной торговле культурой согласно статистическим данным минсельхоза США за сезон 2022/23 г.
Цены на рис в регионе Юго-Восточной Азии, основном импортере индийского риса, выросли до двухлетнего максимума. Это произошло из-за опасений последствий Эль-Ниньо – феномена глобальных колебаний температуры в верхних слоях океана. Его последствия могут привести к длительному периоду засух: рис, обеспечивающий базовое питание около 3 млрд человек, – водоемкая культура.
Возможное возобновление Эль-Ниньо впервые за семь лет по косвенным признакам зафиксировало в первой декаде июня Национальное управление океанических и атмосферных исследований при минторге США. Служба в своем отчете высказала надежду, что явление все еще может «сойти на нет». Но 4 июля Всемирная метеорологическая организация ООН официально объявила о начале феномена, который будет «как минимум умеренной силы» в течение всей второй половины 2023 г.
Опасения засухи повлияли на цены на рис в Юго-Восточной Азии и, в частности, в самой Индии (см. врез).
Эталонный для региона белый рис 11 июля, согласно данным Таиландской ассоциации экспортеров риса, торговался на уровне $535 за 1 т – максимум с марта 2021 г. По итогам торгов 12 июля цена колебалась на уровне $534 за 1 т.
По данным Всемирной продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, индекс глобальных экспортных цен на рис в июне достиг 11-летнего максимума, составив 126,2 пункта, что на 13,9% выше, чем в июне 2022 г. Это происходит, несмотря на позитивный июньский прогноз минсельхоза США о рекордном производстве риса в мире – до 520,5 млн т в 2023/24 сельскохозяйственном сезоне, – а также о стабильности экспортных поставок на уровне 55,8 млн т (+1% к текущему сезону).
Ситуация напоминает сентябрь 2022 г., когда Индия запретила около 60% экспорта риса. Цель индийского правительства – сдержать инфляцию как важную социальную проблему в стране, где значительная часть населения находится за чертой бедности, говорит научный сотрудник ИМЭМО Глеб Макаревич. Но продовольственная безопасность в Индии, хотя и проблемная, в целом обеспечена, говорит Макаревич.
Цены на рис растут
Потребительская инфляция в Индии, по данным министерства статистики, в июне ускорилась впервые за пять месяцев и составила 4,81% в годовом выражении. Самый большой вес в индийском индексе потребительских цен (CPI) в июне имели продукты питания и напитки (45,86%), из них крупы – 9,67%.
Игра с экспортом продовольствия – давняя индийская традиция, продолжает он. Индийские элиты хотят экспортировать сельхозпродукцию, но контракты заключаются весной, до сезона муссонов, а вырастить заявленный урожай получается не всегда, говорит Макаревич.
Это напомнило ситуацию с пшеницей в 2022 г., отмечает эксперт. Ажиотаж на внешних рынках в связи с украинским конфликтом и крупный контракт Индии с Египтом вызвали панику, фермеры вместо сдачи зерна государству по фиксированным ценам начали складировать его либо продавать частным покупателям с наценкой в 15%. Те отправляли пшеницу на экспорт или также складировали, из-за чего государство могло недосчитаться двух третей планируемых закупок. В итоге правительство ограничило экспорт и направило зерно на внутренний рынок, не допустив взвинчивания цен, напомнил Макаревич.
Индия, как и большинство стран, заботится о собственной продовольственной безопасности, реализуя на экспорт лишь излишки урожая, в основном по специальным межправительственным программам, говорит предправления российского Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. Экспортные амбиции – элемент скорее политической риторики, чем реальных намерений Дели, сказал он. Это хорошо видно по пшенице, экспорт которой приостановлен практически до конца текущего сезона, а отгрузки идут лишь в согласованных государством объемах и только в соседние страны, замечает Зернин.
«Полагаю, что аналогичный механизм будет теперь с рисом. Вряд ли это поможет России занять долю мирового рынка этой культуры. У нас рис остается нишевой культурой, производства которой достаточно для внутреннего потребления, но не для экспорта», – заключил Зернин.