США попытаются скрепить антикитайский союз Японии и Южной Кореи

Три страны укрепят военное сотрудничество, но не создадут аналог НАТО
Президенты США Джо Байден, Южной Кореи Юн Сок Ёль и премьер-министр Японии Фумио Кисида/ АР

Президенты США Джо Байден, Южной Кореи Юн Сок Ёль и премьер-министр Японии Фумио Кисида 18 августа проведут трехстороннюю встречу в резиденции американского лидера в Кэмп-Дэвиде, где будут представлены новые совместные инициативы по обороне. При этом, согласно сообщению Reuters, пока речь не идет о соглашении, которое бы обязывало эти три страны защищать друг друга, а лишь о выработке общих позиций и создании трехсторонней горячей линии для связи в кризисных ситуациях.

У Вашингтона существуют союзнические договоренности в военной сфере как с Токио, так и с Сеулом по отдельности, но сейчас Белый дом хочет, чтобы эти две страны сблизились друг с другом и наращивали сотрудничество. Причина – озабоченность угрозами, которые в США видят со стороны Китая. Как рассказал один из источников агентства, совместное заявление по итогам саммита будет включать положения о поддержании мира и стабильности в Тайваньском проливе, но точная формулировка будет выверяться до последней минуты. В США сейчас не хотят идти на резкую эскалацию с КНР, так как там рассчитывают на переговоры между Байденом и председателем КНР Си Цзиньпином в конце 2023 г. Но официальный представитель МИД Китая Ван Вэньбинь уже прокомментировал намерения трех стран – Пекин выступает против «сколачивания мелких групп» и не одобряет действия, которые приводят «к усилению конфронтации и подрывают стратегическую безопасность других государств».

Ожидания от грядущего мероприятия высоки и благодаря риторике официальных лиц. Так, Юн Сок Ёль заявил Bloomberg, что одной из целей встречи будет расширение совместных военных учений трех стран. Он добавил, что Сеул и Вашингтон по-прежнему выступают за «полную денуклеаризацию Северной Кореи», так как мир никогда не примет ее в качестве ядерной державы. А 15 августа Юн Сок Ёль сказал, что предстоящий саммит «установит новую веху в трехстороннем сотрудничестве перед лицом развивающихся ядерных и ракетных угроз», пишет Asahi Shimbun. Посол США в Японии Рам Эмануэль 10 августа тому же изданию заявил, что трехсторонний саммит будет с этого года проходить на регулярной основе, а договоренности в Кэмп-Дэвиде действительно будут касаться совместных военных учений, механизма обмена секретной информацией и вопросов кибербезопасности. Помимо этого лидеры США и Японии могут объявить о совместной разработке в ближайшие 10 лет ракет-перехватчиков, в том числе против гиперзвукового оружия, писала японская Yomiuri со ссылкой на правительственные источники.

После прихода Юн Сок Ёля к власти в мае 2022 г. два ключевых американских союзника США в Азии, отягощенные сложным историческим наследием, совершили значительный прорыв в отношениях. 16 марта этого года в Токио прошел исторический саммит лидеров Японии и Южной Кореи, где они отказались от ряда претензий друг к другу. По его итогам японцы отменили ограничения на экспорт в Южную Корею химикатов, которые используются в производстве полупроводников, страны также восстановили сотрудничество разведок. Чуть ранее Сеул решил создать спецфонд для компенсаций корейским рабочим, которые были принудительно мобилизованы на японские предприятия во время Второй мировой войны. Он будет пополняться за счет южнокорейских компаний, получивших репарации от Токио во второй половине XX в. Президент Южной Кореи при этом отказался от требования к японским компаниям выплатить компенсации – тоже ради дипломатического прорыва. Последняя встреча Кисиды, Юн Сок Ёля и Байдена прошла 21 мая во время саммита G7 в японской Хиросиме.

Бывший сотрудник администрации Байдена Кристофер Джонстон считает, что Белый дом хотел бы «институционализировать» нынешнее сближение Токио и Сеула – и тогда их следующие лидеры не смогли бы совершить разворот. Но эксперт признает, что это оказалось весьма сложной задачей: с одной стороны, население Южной Кореи не очень сильно поддерживает политику нынешнего президента в отношении Японии, а японцы опасаются, что у следующей администрации в Сеуле может оказаться другой подход к двусторонним отношениям.

Сейчас действительно можно говорить о процессе формирования институциональной базы в треугольнике Сеул – Вашингтон – Токио, в том числе в военной области, отмечает заведующий кафедрой востоковедения МГИМО Дмитрий Стрельцов. Если первоначально такой формат возник как средство противостояния вызовам со стороны КНДР, то сейчас на первый план выходит китайский фактор, добавляет эксперт. Во многом это происходит по инициативе США, так как именно их можно считать лидером в этом треугольнике, но, с другой стороны, сотрудничество между Японией и Южной Кореей и без того зашло довольно далеко. До сих пор решены далеко не все вопросы общего тяжелого прошлого, но если в Японии нет сильных антиюжнокорейских настроений, то в Южной Корее есть определенное разочарование своим президентом. Но в этой стране царят очень сильные антикитайские настроения, несмотря на то что КНР долго была главным партнером Сеула в экономической сфере, и потому японцы на этом фоне для корейцев «меньшее зло», заключает Стрельцов.

Американцы давно пытались создать такой треугольник, но им мешали периодически обострявшиеся до крайности разногласия Японии и Южной Кореи, говорит ведущий научный сотрудник Центра корейских исследований Института Китая и современной Азии РАН Александр Жебин. Сейчас США, используя складывающуюся ситуацию в мировой политике, пытаются настроить своих партнеров в АТР на противоборство с Китаем и Россией, считает он. Объединенная система ПРО и совместные учения этих стран будут представлять потенциальную угрозу и для России, уверен Жебин. При этом Сеулу и Токио в этом плане достается передовая роль в различных авантюрах: по словам Жебина, американцы воевать в Азии вовсе не собираются, но зато оперативное руководство вооруженными силами Южной Кореи во время конфликтов до сих пор осуществляется США.