Индия импортозамещает военное кораблестроение

Но доля России все равно останется заметной
«Викрант» – индийский многоцелевой авианосец разрабатывался по программе Indigenous aircraft carrier («Отечественный авианосец»)/ Government of India

Индия стремится развивать собственное военное кораблестроение и производство морских вооружений, сообщил журналистам во время брифинга контр-адмирал Кунал Сингх Раджкумар в штабе Западного командования ВМС Индии в Мумбаи. Пока корабли, авиация и другая техника ВМС имеет иностранное, по большей части российское происхождение.

«Мы хотим стремиться к достижению как можно большей независимости в такой стратегической области, как строительство и обслуживание военно-морского флота, это наша цель, хотя мы и открыты к сотрудничеству со всеми зарубежными партнерами», – сказал Раджкумар. По его словам, символом импортозамещения является построенный в Индии авианосец «Викрант», спущенный на воду в 2013 г. но вошедший в состав индийских ВМС лишь год назад – в конце июля 2022 г. В числе крупнейших индийских военных верфей он назвал мумбайскую Mazagon Dock Shipyard.

«Викрант» разрабатывался по программе Indigenous aircraft carrier («Отечественный авианосец»), и контр-адмирал Раджкумар назвал его «полностью индийским», но в проектировании корабля участвовало российское ПКБ «Невское» и итальянская компания AVIO, использовались зарубежные агрегаты и материалы, в том числе сталь из России. Единственный действовавший до прошлого года индийский авианосец «Викрамадитья» – глубоко модернизированный на «Севмаше» советский авианесущий крейсер «Адмирал Горшков», переданный Индии в 2013 г. Оба корабля имеют авиагруппу из российских истребителей МиГ-29 К/КУБ. Упомянул Раджкумар и обновление подводного флота по контракту с Францией 2005 г. по лицензионной постройке на Mazagon Dock Shipyard шести неатомных подлодок типа Scorpene разработки Франции, пятая из них вступила в строй в январе 2023 г.

На встрече с журналистами в штабе присутствовали командующий Западным командованием ВМС Индии вице-адмирал Динеш К. Трипати, вступивший в эту должность 1 марта, начальник штаба командования вице-адмирал Санджай Бхалла (в должности с 1 апреля) и другие высокопоставленные флотские офицеры. Но в отличие от контр-адмирала Раджкумара они хранили молчание и лишь вежливо улыбались. Перед входом в здание штаба у журналистов изъяли мобильные телефоны. Это произошло на блокпосту, который охраняли несколько солдат, на 35-градусной жаре одетых в каски и бронежилеты и вооруженных автоматами Калашникова. За блокпостом стоял узнаваемый военный «КамАЗ» оливкового цвета.

На случай если кому-то удалось бы пронести телефоны, в здании был еще один пост охраны, а перед комнатой для совещаний – шкафчики, куда свои гаджеты складывали высшие офицеры. После выступления контр-адмирала Раджкумара для прессы прошел закрытый брифинг с сессией вопросов и ответов. Его содержание штаб Западного командования ВМС Индии журналистам публиковать запретил.

Во время открытой части контр-адмирал Раджкумар рассказал о задачах, стоящих сейчас перед Западным командованием. В его зону ответственности входит часть Индийского океана западнее 35-го меридиана. Кроме сдерживания вероятных противников, Западное командование вместе с военными кораблями других иностранных государств занималось до 1 января 2023 г. проводкой гражданских судов в Аденском проливе, защищая их от сомалийских пиратов. Эта акватория перестала быть «зоной высокого риска». С 19 июня корабли командования возобновили конвоирование судов под индийским флагом в Ормузском проливе из-за роста напряженности между Ираном и США.

Контр-адмирал Раджкумар, объясняя важность задач Западного командования, подчеркнул, что его акватория – ключевой мировой маршрут морских грузоперевозок, по которому проходит до 90 000 торговых судов в год, что составляет 80% мирового морского грузопотока по объемам и около 70% – в стоимостном отношении. Именно эту артерию и должен в первую очередь охранять обновляющийся индийский флот, но от кого именно – в открытой части брифинга он не сказал. Контр-адмирал перечислил список двусторонних и многосторонних военных учений за 2022 г., среди которых были одно российско-индийское INDRA, три индийско-американских, ряд учений со странами Юго-Восточной Азии и Аравийского полуострова, но ни одного китайско-индийского.

Пока Индии еще далеко до реального импортозамещения при постройке крупных надводных кораблей и подводных лодок и создания с нуля самостоятельно полноценных систем военно-морских вооружений, считает научный сотрудник ИМЭМО РАН Илья Крамник. Хотя зависимость от зарубежных технологий частично снижена, в среднесрочной перспективе речь может идти лишь о постройке кораблей с использованием иностранных систем и агрегатов на основе адаптированных зарубежных проектов и в тесной кооперации с иностранными партнерами. Характерно, что ряд проектов создавался одновременно как с российской, так и с западной помощью, подчеркивает эксперт.

В условиях санкций и определенной ограниченности российских предложений доля России в индийском кораблестроении будет снижаться, но останется заметной, продолжает Крамник. Для Индии, в том числе по лицензии, строятся фрегаты российского проекта, российские компании будут участвовать и в постройке кораблей индийских проектов на индийских верфях, полагает он. Особое внимание к флоту Индия проявляет на фоне напряженных отношений с Китаем, который активно наращивает свои военно-морские силы, продолжает Крамник. Но если потенциальное столкновение произойдет в Индийском океане, то география будет работать на стороне ВМС Индии, несмотря на номинально большую численность китайского флота, считает эксперт. В своей зоне Индия обеспечит абсолютное превосходство в авиации, действующей с субконтинента и Андаманских островов, так что китайцам в гипотетической морской войне надо будет как-то дойти до места столкновения с индийцами, имея растянутые коммуникации, чтобы попытаться реализовать численное преимущество.