Правительству предложили создать перечень отраслей с указанием дефицита кадров

Такую инициативу в Минэкономразвития направил лидер «Новых людей» Алексей Нечаев
Андрей Гордеев / Ведомости

Партия «Новые люди» предложила создать перечень приоритетных отраслей экономики и видов экономической деятельности с указанием дефицита кадров в каждой из отраслей. Письмо с предложением сформировать такой перечень министру экономического развития Максиму Решетникову направил лидер «Новых людей» Алексей Нечаев. «Ведомости» ознакомились с письмом.

Сейчас отмечается дефицит кадров в отдельных отраслях экономики, говорится в письме. По данным мониторинга предприятий, который провел Центробанк, в промышленности с начала 2023 г. ощущается самая низкая за последние 25 лет обеспеченность кадрами, а сам Решетников говорил о том, что к 2030 г. потребуется дополнительно 2,3 млн кадров.

Правительство реализует комплекс мероприятий для устранения дефицита кадров, но при этом процесс принятия мер поддержки не является системным, поскольку в открытом доступе нет информации о критичности дефицита кадров в разных отраслях, считает Нечаев. А это приводит к тому, что ресурсы направятся в те отрасли, где дефицит кадров менее критичный. Например, по оценкам Минцифы, российской IT-отрасли не хватает 500 000-700 000 специалистов, в 2022 г. дефицит был 1 млн человек, а эксперты считают, что нехватка специалистов – 1,5 млн. Схожая ситуация и со специалистами в сфере строительства, считают в «Новых людях»: Минстрой говорил, что не хватает 200 000 рабочих в 2023 г., а строительные компании говорят о нехватке 5 млн рабочих.

«Ни вузы, ни старшеклассники не знают, какие специалисты сейчас реально в дефиците. У всех на слуху только айтишники. Однако на деле нам не хватает промышленников, логистов и профессионалов других областей. Предлагаем министерству [Минэкономразвития] сформировать такой прогноз кадровой потребности и включить туда текущие данные. Тогда вузы смогут координировать свои образовательные программы», – подчеркнул Нечаев. «Ведомости» направили запрос в пресс-службу Минэка о получении данной инициативы.

Нечаев предложил разработать, опубликовать и ежемесячно обновлять перечень приоритетных отраслей экономики и видов экономической деятельности с официальной информацией о количественном дефиците кадров. Это позволит организовать системный процесс выявления востребованных специальностей, определить причины нехватки кадров, считает лидер «Новых людей». Кроме того, перечень о наличии вакантных мест и возможности трудоустройства может быть использован работодателями, студентами и специалистами.

«Новые люди» предложили вести реестр с учетом актуальных показателей. Инициатива партии основана на недавнем выступлении Владимира Путина в Госсовете по теме развития рынка труда. Президент говорил, что в стране рекордно низкая безработица, но при этом может возникнуть дефицит трудовых ресурсов. Путин тогда отмечал, что ежегодно будет формироваться пятилетний прогноз потребностей в кадрах на уровне всей экономики. Первый такой прогноз будет представлен в 2024 г. На его основе будут рассчитывать параметры подготовки кадров со средним и высшим профобразованием начиная с 2025-2026 гг., говорил президент.

«Наше предложение – прямое продолжение поручений президента. Мало формировать прогноз – никто не знает, какой дефицит в приоритетных отраслях есть сегодня. Поэтому наш запрос – по текущим данным, на основании которых уже можно делать любые прогнозы», – объяснил Нечаев.

Основатель и президент Superjob Алексей Захаров назвал нехватку специалистов «нормальной ситуацией для живой и здоровой экономики». «Дефицит кадров в России, слава богу, есть. Потому что если дефицита кадров нет, значит, экономика в стране лежит на боку в лучшем случае», – считает он.

Захаров отметил дефицит кадров во всех сферах. Его причинами являются и демографическая яма, и последствия ковида. «Часть населения выбыла. Из-за пандемии в стране произошла большая перестройка отраслей и ускоренным образом стала развиваться сфера услуг, которая втянула в себя огромное количество людей». По мнению Захарова, люди, которые ушли служить по контракту и были мобилизованы, также «выполняли ту или иную роль на рынке труда».

Кроме того, отмечает основатель Superjob, уже почти исчерпаны «возможности завозить в страну дешевую неквалифицированную рабочую силу». «Всех, кого могли, уже завезли. Взять хотя бы Туркмению или Киргизию – более 50% трудоспособного населения этих стран уже работает в России», – сказал он.

Что касается партийной инициативы, то Захаров отметил, что не понимает, в чем смысл этого перечня. «Возьмите, например, последнюю версию Атласа новых профессий, в создании которого участвовали около 2000 экспертов. Посмотрите на эти профессии – смеяться будете долго. Рынок труда меняется очень быстро, поэтому подобный перечень никак не поможет обратить внимание подрастающего поколения на те профессии и сферы, где существует дефицит кадров именно сейчас», – считает он.

Для решения проблемы дефицита кадров, по мнению Захарова, нужно планирование. «Допустим, у нас дефицит неквалифицированной рабочей силы в строительстве. Поэтому, условно, мы прекращаем преподавание математики, физики и химии в школе за редкими исключениями и сокращаем время обучения для большинства до четырех классов», – предположил он. Если же стоит задача не победить дефицит кадров, а повысить производительность труда, то нам не нужна неквалифицированная рабочая сила, продолжил Захаров. В этом случае нужно «все делать экскаватором, а не лопатой – то есть максимально автоматизировать рабочий процесс». И тогда, «наоборот, нужно больше физиков и математиков, которые спроектируют и настроят все необходимое».

Исторический минимум по безработице и общий дефицит трудовых ресурсов – уникальная ситуация на рынке труда в России, которая не возникала никогда ранее, сообщил «Ведомостям» директор Центра региональной политики РАНХиГС при президенте РФ и руководитель Института реформирования общественных финансов, доктор экономических наук Владимир Климанов. 

На ситуацию значительно повлияли частичная мобилизация и эмиграция внутри профессиональных сообществ, уточнил эксперт. Он отметил, что оба процесса вызвали выпадение целых трудовых слоев из общей экономической активности. «В итоге мы испытываем дефицит айтишников, а также представителей профессий, распространенных среди мужского населения среднего возраста», – считает Климанов. 

Одной из ключевых причин дефицита кадров являются фундаментальные изменения в экономике, добавил он.

«В связи со всевозможными экономическими процессами – структурной трансформацией и переходом к импортозамещению – происходит глобальный сдвиг потребностей. Раньше нужны были менеджеры в широком смысле слова – люди, которые умеют продать или купить что-то. Сейчас наиболее востребованными стали инженерные специальности – те профессионалы, которые умеют что-то производить. Очевидно, что рынок труда и система подготовки кадров кардинально изменятся в скором времени», – пояснил экономист.