Американскому ОПК становится труднее соревноваться с китайским

Одной из основных причин остается недофинансирование
MATTHIAS MERZ / dpa Picture-Alliance via AFP

Оборонно-промышленному комплексу (ОПК) США трудно достигнуть темпов производства, необходимых для лидерства в сфере высокотехнологичных вооружений. Об этом пишет Politico, ссылаясь на проект неопубликованной Национальной оборонно-промышленной стратегии США. В документе говорится, что неспособность быстро производить вооружения минимизирует шансы США «сдерживать технически более продвинутую угрозу в Азиатско-Тихоокеанском регионе (вероятно, имеется в виду Китай. – «Ведомости»)» и одновременно поддерживать активные военные операции. Выступая на Рейгановском форуме по национальной безопасности 2 декабря, замминистра обороны США по закупкам и снабжению Уильям Лапланте (курирует подготовку документа) заявил, что стратегия формирует правила развития производственных мощностей в следующие 3–5 лет.

В документе, на который ссылается Politico, выделяется несколько проблем американского ОПК. Среди них неритмичное финансирование, недостаточное количество подрядчиков и их неготовность к современным вызовам, нестабильность существующих цепочек поставок. Первое связано с процессом одобрения военного бюджета, который может длиться дольше положенного времени. Лапланте заявил, что правительство должно показать оружейникам свою последовательность и готовность финансировать существующие инициативы.

13 марта 2023 г. президент Байден запросил у конгресса выделить на нужды обороны $886 млрд ($842 млрд для Пентагона, $44 млрд для финансирования программ различных ведомств). 30 ноября в конгрессе заявили, что законопроект может быть одобрен к концу года. В конце сентября, когда федеральный бюджет на 2024 г. не был одобрен, Лапланте отшутился: «Китаю не приходится преодолевать похожий бюджетный хаос».

Вторая проблема связана с уменьшением количества компаний (в результате слияний и поглощений), сотрудничавших с Пентагоном. 15 февраля 2022 г. ведомство опубликовало доклад, согласно которому количество крупных подрядчиков уменьшилось с 51 в 1990 г. до пяти в 2022 г.: Raytheon, General Dynamics, Northrop Grumman, Boeing и Lockheed Martin. Объясняется, что «экстремальная консолидация» военно-промышленной базы могла привести к удорожанию итоговой продукции и пробелам в цепочках поставок. Количество поставщиков летательных аппаратов снизилось с восьми до трех, спутников – с восьми до четырех, тактических ракет – с 13 до трех.

В цитируемом Politico тексте Национальной оборонно-промышленной стратегии приводится пример Китая, производственные мощности которого «превосходят не только возможности США, но и общий потенциал союзников (американских. – «Ведомости») в Европе и Азии». Для преодоления этих вызовов предлагается создание более стабильных цепочек поставок, финансирование малого бизнеса, привлечение не только американских, но и зарубежных компаний. Ожидается, что стратегия будет опубликована до конца декабря.

Проблемы американского ОПК имеют не только материальный, но и концептуальный характер, считает старший научный сотрудник Института США и Канады РАН Игорь Шкробтак. «Главный вызов – отсутствие концепции перевооружения со стороны Пентагона», – объяснил эксперт. Он добавил, что дополнительные сложности вызывает качество образования и дефицит кадров в оборонной промышленности. Сотрудничество с иностранными компаниями вряд ли ускорит темп развития американского ВПК, так как американцы не готовы покупать готовую продукцию. «Проекты и комплектующие они могут заказать у иностранцев, но стремление защитить своего производителя и локализовать производство мешает закупать оружие у зарубежных поставщиков», – добавил Шкробтак.

Китай – страна с развитой и постоянно совершенствующейся системой военной мобилизации экономики, которой нет на Западе, пояснил директор Центра комплексных европейских и международных исследований Василий Кашин. Эксперт добавил, что Китай является лидером в производстве некоторых ключевых материалов и устройств для современных боевых действий. Так, китайская компания DJI, легкие гражданские коптеры которой очень широко используются во всех современных конфликтах, имеет долю мирового рынка, близкую к 70%.