Второй поток «Школы мэров» стартовал 7 декабря

Проект поможет представителям муниципальной власти получить представление о работе федеральной
ВШГУ РАНХиГС

7 декабря в мастерской управления «Сенеж» стартовал второй поток программы для муниципальных управленцев «Школа мэров». Главная цель проекта – подготовить высококвалифицированные кадры, которые обладают обширными компетенциями по развитию территорий для улучшения качества жизни в своих муниципалитетах. Об этом говорится на сайте Высшей школы госуправления РАНхИГС.

Обучение открыл первый заместитель руководителя администрации президента РФ Сергей Кириенко. По его словам, «Школа мэров» – это часть системы кадрового резерва, которую выстраивает президент России Владимир Путин. По ходу программы выступят не лекторы и теоретики, а действующие управленцы – выпускники «Школы губернаторов», федеральные министры и руководители крупных российских компаний.

«Эффективность такого подхода доказывают цифры. В стране 89 регионов и в 51 посты глав регионов занимают слушатели «Школы губернаторов». Пять выпускников стали федеральными министрами, более 40 – назначены на посты заместителей министров, мэров крупных городов и руководителей отечественных компаний», – сказал Кириенко.

Политолог Андрей Максимов заявил «Ведомостям», что запуск «Школы мэров» стал логичным продолжением программы управленческой мобильности. «Важно участие [в обучении] министерств и ведомств, потому что если в части губернаторского корпуса сегодня мы наблюдаем межрегиональную кадровую мобильность, то в среде представителей муниципальной власти переезды случаются чаще внутри одного региона», – отмечает эксперт.

Для молодых и активных управленцев иногда не очень понятен механизм работы федеральных органов власти, сказал Максимов.

Второй поток обучения в «Школе мэров» рассчитан на полгода. Программа каждого потока будет состоять из шести модулей:

  • управление в жилищно-коммунальном хозяйстве;

  • оказание государственных и муниципальных услуг через сеть многофункциональных центров;

  • практики улучшения городской среды;

  • управление муниципальным транспортом;

  • работа с инвесторами в муниципальных образованиях;

  • реализация молодежной политики.

Партнерами проекта выступают профильные министерства и компании, а также регионы-лидеры – Москва, Нижегородская, Кемеровская, Калининградская, Тульская и Московская области.

Спикерами на втором модуле выступят: министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, заместитель министра строительства и ЖКХ Константин Михайлик, статс-секретарь – замминистра экономического развития Алексей Херсонцев, заместитель начальника управления президента по внутренней политике Евгений Грачев.

Управленческими практики поделятся представители «Росатома», «Сбера», ВЭБ.РФ, АНО «Диалог Регионы», Всероссийской ассоциации развития местного самоуправления.

Как отмечает Максимов, важно, чтобы представители местных властей увидели, как ставят задачи по развитию страны те люди, которые их формулируют на федеральном уровне. Важно и отсутствие некорректной ретрансляции задач, которая проходит по ступенькам федеральной и региональной власти, и доходит до муниципалитетов, иногда в искаженном виде.

Обмениваясь опытом, считает Максимов, представители муниципального уровня власти «не закрываются внутри одной региональной системы». За обучением может следовать и появление кадровых лифтов в самых разных итерациях, говорит он.

Кириенко сообщил слушателям, что часть программы посвящена командообразованию: «Система горизонтального взаимодействия повышает скорость принятия решений».

«Как показывает опыт таких кадровых проектов, муниципальные управленцев часто выдергивают на федеральный уровень или же человек растет внутри региона и становится востребованным внутри той же региональной власти», – говорит Максимов.

Политолог считает, что школа мэров на начальном этапе даст больше результатов, чем школа губернаторов, потому что с корпусом регионального и федерального резерва в последние годы работали интенсивней, чем с муниципальным. Будет эффект «низкой базы», говорит Максимов.

В «Школе мэров» обучается 161 человек, они разделены на два потока обучения. Во втором принимает участие 81 слушатель. Помимо формальных критериев, таких как управленческий стаж от двух лет и работа на территории муниципального образования, участники отбора проходили личностно-профессиональную диагностику, оценку управленческого потенциала и др., отмечают организаторы.

Заместитель руководителя департамента строительства, ЖКХ, энергетики и транспорта Ненецкого автономного округа Павел Масюков отметил, что «Школа мэров» в любом случае «помогает созданию единой команды». Этот опыт позволяет развивать местных управленцев, и даже если участник программы не поднимается по управленческой ступени, он все равно будет полезен: на муниципальном уровне, на других должностях и даже не предприятиях. «Мы уже разобрали проблемы муниципалитетов, они как правило, одинаковые и это очень важно, потому что опыт помогает выработать общие решения проблем», – сказал Масюков.