БРИКС после расширения готова стать самодостаточным рынком зерна

Экспортеры России предлагают создать группе свою торговую площадку без доллара
Zuma / ТАСС

Объединение БРИКС (Бразилия, Индия, Китай, ЮАР), расширившись с 2024 г. за счет нетто-импортеров зерна Египта, Эфиопии, Ирана, Саудовской Аравии и ОАЭ, почти сравняет производство и потребление ключевых зерновых культур внутри группы. Это создает предпосылки для торговли зерновыми внутри объединения без использования доллара и создания для этого собственной торговой площадки, говорится в письме российского Союза экспортеров зерна (СЭЗ) в Минсельхоз, с которым ознакомились «Ведомости».

Согласно расчетам российского СЭЗа, страны пятерки БРИКС на конец 2023 г. в общей сложности производили 1,17 млрд т зерновых в год (42% мирового производства), а потребляли 1,1 млрд т (40% мирового потребления). На страны группы приходится производство пшеницы на 348 млн т в год (44% мирового производства), а потребление – на 320 млн т (40%). Производство кукурузы, которая главным образом используется для кормов в животноводстве, достигает 474 млн т (39%), а потребление – 437 млн т (37%).

После расширения БРИКС 1 января за счет пяти новых стран, не включая «колеблющуюся» Аргентину, производство зерна группой достигнет 1,23 млрд т в год (44% мирового), а потребление максимально приблизится к производству – 1,22 млрд т (также 44%). По пшенице произойдет похожая ситуация: производство после расширения за счет пяти стран – 376 млн т (48%), а потребление – 371 млн т (47%). По кукурузе производство достигнет 493 млн т, потребление – 479 млн т. И в случае производства, и в случае потребления будет достигнута доля в 40% от мирового.

По словам председателя СЭЗа Эдуарда Зернина, сокращение разницы между производством и потреблением зерна в странах БРИКС закладывает предпосылки внутренней торговли и создания зерновой биржи группы. По его словам, благодаря наличию с 2024 г. в БРИКС двух крупнейших мировых импортеров зерна – Египта (19,8 млн т) и Китая (54 млн т), – а также пшеницы (по 10–12 млн т в год каждый) и двух крупных производителей в лице России (рекордные почти 160 млн т в 2022/23 сельскохозяйственном году согласно данным министра сельского хозяйства Дмитрия Патрушева) и Бразилии (150 млн т, из которых 58 млн – экспорт) производство и потребление внутри блока становится сбалансированным, что позитивно влияет на развитие торговли сельхозпродукцией.

Для сравнения: в США собрали 456,5 млн т зерна в текущем сельхозгоду, из них 386,9 млн т кукурузы. Американский экспорт в этом году составил 81,5 млн т зерна, из них 53,3 млн т кукурузы (26,4% от мирового экспорта). Пшеницы в США собрали в 2022/23 сельхозгоду 44,9 млн т, а в текущем – 49,3 млн т, из которых экспортировано 19,7 млн т.

По данным СЭЗа, Россия в 2022/23 сельхозгоду произвела рекордные с советских времен 157,6 млн т зерна при оценке внутреннего потребления примерно в 85 млн т. Экспорт составил примерно 60 млн т, из них пшеницы – 47 млн т. Оценка урожая на текущий сезон 2023/24 у СЭЗ и Росстата равна примерно 142,6 млн т. Это, по словам Зернина, «база нашего устойчивого экспорта, так как партнеров сильно интересует именно стабильность поставок», а Россия может выполнять «роль гарантирующего поставщика», к которому уже впоследствии «могут подтянуться и другие нетто-экспортеры».

«У нас есть серьезные предпосылки создать собственную торговую площадку с расчетами в любой из валют стран БРИКС, а в перспективе – и в специальной клиринговой валюте в России или одной из стран с сильной финансовой системой и свободно конвертируемой валютой, отличной от доллара», – считает Зернин.

По словам основателя компании BRICS+ Analytics Ярослава Лисоволика, создание секторального союза или платформы по зерну в рамках БРИКС в случае достижения равновесия спроса и предложения возможно. Здесь, по его словам, стоит взглянуть для аналогии на ОПЕК и ОПЕК+, которые созданы для координации ценообразования, спроса и предложения.

«Очевидно, что у стран глобального Юга мы увидим похожие стремления к такого рода секторальным союзам по отдельным товарам», – говорит Лисоволик. По его словам, при создании таких платформ важно учитывать число участников, объемы спроса и предложения и их долю на глобальных рынках. «Чем шире платформа, тем больше шансов, что торговля будет более ликвидной», – говорит Лисоволик.

«Ведомости» направили запрос в Минсельхоз России об оценке перспектив складывания зернового рынка БРИКС и готовности к созданию платформы по торговле зерновыми внутри группы без использования доллара.