В США хотят помешать экспорту российской сельхозпродукции

У России есть возможность минимизировать риски
ALEKSANDER MURZYAK / Anadolu via AFP

Законопроект No Russian Agriculture Act, принятый 12 января палатой представителей, обязывает минфин через представителей США в международных финансовых институтах «голосом и влиянием» поддерживать инвестиции в проекты, направленные на сокращение зависимости отдельных стран от товаров российского сельскохозяйственного сектора, в частности удобрений и зерна. Для некоторых проектов с российским участием министр финансов может сделать исключение – если это способствует национальным интересам США, но предварительно он должен проинформировать об этом конгресс.

Срок действия требований рассчитан на пять лет с момента, когда документ получит статус закона (после конгресса его должен рассмотреть сенат, затем его предстоит подписать президенту США. – «Ведомости»). Они также могут быть отменены через 30 дней после того, как президент доложит конгрессу, что это необходимо для защиты национальных интересов США.

Законопроект продвигали демократ, член комитета по финансовым услугам Максин Уотерс и республиканец Зак Нанн. Документ был предложен и направлен на рассмотрение в профильные комитеты 20 июля 2023 г. 19 декабря комитет по финансовым услугам в палате представителей опубликовал доклад, объясняющий суть законопроекта. Согласно оценке управления конгресса США по бюджету, реализация предписаний законопроекта может обойтись в $500 000 в период с 2023 по 2028 г.

Проблема может возникнуть в первую очередь с расширенной трактовкой законопроекта No Russian Agriculture Act, а не исполнением формального текста, считает председатель российского Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин. «Само название уже несет серьезнейший негативный месседж. На примере скрытых санкций и сохраняющихся проблем с банковским сопровождением сделок с российским зерном мы хорошо знаем, какое влияние сейчас имеют именно месседжи, а не формальные тексты документов», – объяснил эксперт.

По его словам, подобные формулировки позволяют сохранить лицо всем участникам дискриминационного процесса. Главными проигравшими будут люди, население нуждающихся стран, на которых снова может быть оказано давление. Количество голодающих людей в мире растет ежемесячно, отмечает он.

Для сохранения позиций российского зерна необходимо максимально быстро запустить биржевые экспортные торги за рубли на базе Московской биржи, продолжает Зернин. Для активизации проекта остался один шаг – финансирование суверенных покупателей зерна из дружественных стран в рамках нового механизма государственного кредитования, принятого в конце 2023 г. Еще одной масштабной инициативой может стать создание зерновой биржи БРИКС, для чего есть все необходимые экономические предпосылки, рассказал Зернин.

Согласно совместной разъяснительной записке американского Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) и британского Управления по осуществлению финансовых санкций (OFSI) от 28 июня 2023 г., США не вводили санкции на экспорт сельскохозяйственной продукции в Россию или из нее. В документе ссылаются на генеральную лицензию 6C (действует с 17 января 2023 г.), помимо всего прочего допускающую определенные транзакции с сельхозпродукцией, включая специальное оборудование и запчасти.

Впрочем, законопроект не вносит ничего нового в санкционную политику США на российском направлении, считает директор Российского совета по международным делам Иван Тимофеев: «Штаты и так не поддерживают в международных организациях что-либо российское, в том числе в области сельского хозяйства». По его словам, в арсенале исполнительной власти США есть более серьезные санкционные инструменты, такие как блокирующие санкции или запреты на импорт – они пока используются в отношении сельхозсектора России ограниченно.

Законопроект направлен и на внутреннюю американскую аудиторию, отмечает Тимофеев. Его спонсоры – Уотерс и Нанн – смогут «записать его себе в актив», когда будут отчитываться перед избирателями. Оба законодателя будут переизбираться в 2024 г.

Санкции США в виде определенных действий по линии международных организаций – распространенное явление. Его можно найти в большом числе законов. Но для такой крупной страны, как Россия, они обычно незаметны. Россия может ответить публичной критикой закона и зеркальными действиями в международных организациях. С учетом низкой значимости законопроекта вряд ли последует и масштабный ответ, резюмировал Тимофеев.