Ближневосточный экономический коридор США под угрозой

Проблемы с ним начались еще до обострения ситуации в регионе
AP Photo

Ситуация на Ближнем Востоке создает риски для реализации проекта экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа. Но проблемы проекта связаны не только с боевыми действиями, но и с особенностями экономического и политического развития его потенциальных участников

Продолжающийся конфликт между Израилем и группировкой «Хамас», а также активизация боевых действий между хуситами с одной стороны и США с их союзниками с другой угрожает реализации анонсированного в сентябре 2023 г. американского проекта по созданию экономического коридора Индия – Ближний Восток – Европа (IMEC). Об этом сообщило Bloomberg 23 января.

В статье подчеркивается, что железнодорожный и морской коридор способствовал бы достижению нескольких внешнеполитических целей США. Одна из них – создание альтернативы китайской инициативе «Пояса и пути», запущенной в 2013 г. Вторая – повышение влияния и авторитета Вашингтона среди стран Глобального Юга. Третья – ускорение установления израильско-саудовских дипломатических отношений.

Но научный руководитель Российского совета по международным делам Андрей Кортунов считает, что реализация проекта экономического коридора и его задач даже без конфликта на Ближнем Востоке была бы проблемной задачей.

Эксперт объясняет это несколькими факторами. Во-первых, в отличие от Китая США не могут свободно использовать ресурсы для финансирования инфраструктурных проектов. Во-вторых, потенциальные участники IMEC пока не подписали ни одного документа, достигающего уровня соглашения. В-третьих, грядущие президентские выборы в США сокращают шансы подписания таких договоров, так как нет уверенности, что в случае победы Трампа он не откажется от данных Байденом обещаний, резюмировал Кортунов.

Нестабильность на Ближнем Востоке только добавила проблем этому проекту, но она не единственный источник проблем в долгосрочной перспективе, соглашается генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров.

«Большие вопросы еще до конфликта были с инфраструктурой стран-участниц. Например, в Греции нет единой железнодорожной сети, на сооружение которой понадобилось бы много времени и средств», – приводит пример эксперт. Он считает, что в диапазоне следующих 2–5 лет инициатива потеряла актуальность. Бурмистров подчеркивает, что логистика требует устойчивости, а ситуация в Израиле и в целом на Ближнем Востоке на долгие годы меняет параметры не только уровня политической стабильности региона, но и будущей реализации коридора.

9 сентября на саммите G20 в Дели президент США Джо Байден заявил о намерении создать железнодорожный и морской коридор, который свяжет Индию, Ближний Восток и Европу. Согласно опубликованному на сайте Белого дома тексту меморандума о взаимопонимании, IMEC направлен на стимулирование экономического развития за счет расширения связей и интеграции между Азией, странами Персидского залива и Европы. В проекте предусмотрено два альтернативных коридора: восточный будет соединять Индию морем с Персидским заливом в ОАЭ, а северный – Персидский залив из ОАЭ сушей через Саудовскую Аравию, Иорданию и Израиль и далее морем в Грецию.

Вдоль планируемого железнодорожного маршрута планируется проложить кабели для энергоснабжения и цифровой связи, а также трубопровод для прокачки зеленого водорода.

Проект коридора Индия – Ближний Восток – Европа рассчитан на стратегическую перспективу, говорит старший научный сотрудник Центра комплексных европейских и международных исследований ВШЭ Лев Сокольщик. В текущих условиях активность хуситов, вполне самостоятельных и не являющихся марионеткой Ирана, действительно мешает ему, но вряд ли от этого проект быстро исчезнет, ведь он планировался как долгосрочная перспектива, подчеркнул эксперт.

Если США удастся стабилизировать регион, где они помимо всего прочего ведут борьбу с Китаем, и привязать к себе Индию, то коридор вполне может быть реализован в долгосрочной перспективе, считает Сокольщик. Но эксперт подчеркивает, что на протяжении следующего года-двух для такого развития событий почти нет предпосылок.