Депутаты хотят признавать нежелательными организациями иностранные госструктуры

Парламент усилит борьбу с вмешательством извне перед выборами президента
Пресс-служба Госдумы

В Госдуме и Совете Федерации считают необходимым усилить борьбу с иностранным вмешательством перед выборами президента. Профильная комиссия нижней палаты хочет признавать нежелательными организациями не только НПО, но и государственные структуры зарубежных государств

Профильные комиссии Госдумы и Совета Федерации заметно усилили активность в преддверии выборов президента России. Глава комиссии нижней палаты по расследованию фактов вмешательства иностранных государств во внутренние дела России Василий Пискарев заявил о необходимости расширения категорий нежелательных организаций. Действующее законодательство позволяет пополнять соответствующий реестр только неправительственными зарубежными организациями, тогда как в распоряжении комиссии появились материалы об участии в «деятельности, представляющей угрозу безопасности нашей страны» иностранных и международных организаций, учредителями или участниками которых являются государственные органы иностранных государств, заметил он.

«Речь идет о разработке санкций, блокировании инвестиционных проектов, подготовке агентов влияния, вмешательстве в выборы в России, разжигании национальной розни и о многом другом», – приводятся слова Пискарева в Telegram-канале думской комиссии. Депутат предлагает включать такие организации в перечень нежелательных и внести корреспондирующие изменения в четыре закона, а также в ст. 20.33 КоАП («участие в деятельности иностранной или международной нежелательной НПО) и ст. 284.1 Уголовного кодекса РФ («осуществление деятельности нежелательной иностранной или международной НПО») «в части уточнения объективной стороны административного правонарушения и уголовного преступления в связи с расширением категорий нежелательных организаций».

При этом поправки не будут распространяться на международные НПО, в которых состоит Россия, а также организации, входящие в структуру органов государственной власти иностранного государства. На момент написания материала соответствующий законопроект не был внесен в Госдуму.

Как растет количество нежелательных организаций

В 2021 г. Генпрокуратура признала нежелательными 18 иностранных организаций, в 2022 г. – 23. В 2023 г. нежелательными в России было признано 58 организаций. «Цифры говорят об усилении давления Запада на Россию через подконтрольные структуры, особенно в связи с предстоящими выборами президента», – заявила на заседании комиссии Совета Федерации старший прокурор управления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности, межнациональных отношениях, противодействии экстремизму и терроризму Генпрокуратуры Татьяна Лазарева.

Глава «Минченко консалтинг» Евгений Минченко отмечает, что в случае принятия поправок в перечень нежелательных организаций «вполне могут попасть какие-нибудь институции из ЕС и США». «Мы ищем, где их («недружественные» страны. – «Ведомости») куснуть. Они ищут [где нас]. Опций [становится] все меньше», – прокомментировал политолог. По мнению президента ФоРГО Константина Костина, предстоящие поправки коснутся «тех иностранных правительственных организаций, которые финансируют политические НПО».

Все, кого ранее признавали нежелательными организациями, были условными фондами, хоть и поддерживаемыми иностранными государствами, но прямо ими не учрежденными, замечает политюрист Антон Рудаков. «Теперь же речь идет о широком круге различных организаций, созданных при непосредственном участии государств», – пояснил он «Ведомостям».

Вероятно, механизм будет аналогичный сегодняшнему признанию нежелательной организацией, считает политюрист Гарегин Митин: генпрокурор принимает решение о признании международной или иностранной организации нежелательной, передает эту информацию в Минюст России. А Минюст уже ведет соответствующий перечень. По его мнению, нежелательными могут стать все международные организации, членом которых являлась Россия, например Совет Европы, а также иностранные организации, созданные госорганами недружественных государств, – те же программы госдепартамента США. «Деструктивную деятельность могут осуществлять не только иностранные НПО, но и коммерческие организации. А про них ни в законе, ни в проекте ничего не говорится», – заметил Митин. Пока текста законопроекта нет, но из слов Пискарева можно предположить, что предлагаемая государством рамка очень широкая, говорит глава признанного иноагентом Центра защиты прав СМИ Галина Арапова (сама также иноагент). «Предполагаю, что она позволит не только откровенно государственные институции включать в реестр нежелательных, но и аффилированные с ними. И тут в каждой стране все может быть так витиевато и разнообразно, что даст простор для включения почти кого угодно», – сказала она «Ведомостям».

Глава комиссии Совета Федерации по защите государственного суверенитета и предотвращению вмешательства во внутренние дела РФ Андрей Климов, в свою очередь, заявил, что избирательная кампания по выборам президента России «оказывается в зоне особого внимания ключевых глобальных антироссийских центров». Отдельное внимание он обратил на деятельность «так называемых образовательных интернет-проектов, существующих на эмигрантских площадках» и предупредил о росте антироссийских усилий СМИ, признанных иностранными агентами. Также Климов заявил о фиксации «роста деструктивных антироссийских усилий» СМИ, внесенных Минюстом РФ в реестр иностранных агентов, среди которых «Голос Америки» и «Радио Свобода» (спонсируются правительством США), а также финансируемого из бюджета Германии Deutsche Welle и движения «Голос» (иноагент).

Деятельность большинства иноагентов осуществляется для оказания негативного влияния на ход и результаты избирательной кампании, заметил участвовавший в заседании замглавы Минюста РФ Олег Свириденко. «Иностранными агентами активно принимается участие в создании информационного контента, содержащего оценочные суждения относительно проводимой президентской избирательной кампании, в том числе предлагается не голосовать вовсе или признать выборы нелегитимными», – сказал он. С начала 2024 г. Роскомнадзор заблокировал доступ более чем к 2000 ресурсов и материалов, использовавшихся для дискредитации выборов президента и распространения фейков об армии, заявил на заседании комиссии замглавы ведомства Олег Субботин.