ЕС ищет средства для закупки снарядов для Киева в третьих странах через Прагу

И параллельно представил проект первой в истории общей стратегии ОПК
LUKAS KABON / Anadolu via AFP

Президент Франции Эмманюэль Макрон 5 марта прибыл в Прагу для обсуждения февральского предложения Чехии о закупке европейцами 800 000 боеприпасов для Киева за пределами Евросоюза (ЕС). В чешской столице французский лидер в контексте конфликта на Украине призвал страны Европы «не быть трусливыми»: «Война вернулась на нашу землю, силы, которые стали неудержимыми, расширяют угрозу» (цитата по BFMTV).

Премьер Чехии Петр Фиала в своей речи перешел к непосредственной цели визита Макрона: «Мы должны предоставить Украине все средства, чтобы помочь вытеснить российскую армию». Неделей ранее, 26 февраля, на конференции по украинскому конфликту в Париже Фиала напомнил о своем предложении закупать через его страну снаряды для ВСУ в третьих странах. Прага надеется играть в этом процессе роль организатора закупок. По состоянию на конец февраля были согласны выделить средства для этого 15 стран ЕС.

Предложение Чехии стать «артиллерийским хабом» закупок для Украины впервые было обнародовано чешским премьером на Мюнхенской конференции по безопасности 17 февраля. По его словам, Прага нашла 500 000 155-миллиметровых снарядов (стандарт НАТО) и 300 000 – калибра 122 мм (советский стандарт) в странах за пределами ЕС.

2 марта глава департамента оборонной политики и стратегии чешского минобороны Ян Жиреш заявил, что Киев может «в течение недель» получить первую партию 155-миллиметровых снарядов. Bloomberg со ссылкой на источники сообщает, что финансирование пойдет не через фонды ЕС, а за счет двусторонних взносов стран-участниц. Агентству пояснили, что свое согласие на подобные инвестиции дали Германия и Дания.

Польский премьер Дональд Туск 27 февраля выразил готовность поддержать инициативу, а нидерландский премьер Марк Рютте пообещал выделить на нее около 100 млн евро. Предварительные обязательства, пишет Bloomberg, также взяли на себя Литва, Латвия и не входящая в ЕС Канада.

Чехия со времен холодной войны активный игрок на международном оружейном рынке и у нее достаточно компетенций в экспорте и импорте оружия, отмечает научный сотрудник Центра изучения стратегического планирования ИМЭМО РАН Илья Крамник. «Теоретически можно найти до 1 млн снарядов. Но не все внешние партнеры ЕС готовы реально избавляться от арсеналов и ввязываться в украинский конфликт. Даже Южная Корея в лучшее для ВСУ время отказалась передавать существенный объем вооружений», – подчеркивает эксперт.

По мнению завсектором международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Прохора Тебина, закупка европейцами вооружений для нужд ВСУ в третьих странах будет носить временный характер. «Одни надеются, что международный кризис скоро закончится, другие рассчитывают в ближайшее время нарастить производство в ВПК или пополнить свои запасы арсеналов за счет закупок из США», – пояснил эксперт.

Французский президент надеется таким образом продемонстрировать перехват Парижем лидерства в Европе в военной поддержке Украины, пишет Le Figaro. При этом, по словам завсектором региональных проблем и конфликтов ИМЭМО РАН Павла Тимофеева, Франция не лидер в этой области даже по меркам Европы.

4 марта Париж отчитался о военной помощи Киеву за 2023 г. лишь на 2,6 млрд евро и на 3,8 млрд евро – с февраля 2022 г. (для сравнения: ФРГ потратила 17 млрд евро за два года). «Париж посылает сигнал Москве, что не прекратит помогать Киеву, хотя позиции французских, немецких и британских властей по объемам помощи Украине не совпадают», – считает эксперт.

На фоне визита Макрона и чешской снарядной инициативы Еврокомиссия (ЕК) 5 марта представила первую в истории общую стратегию европейской оборонной промышленности. Она направлена на «формирование культуры постоянной готовности» в ВПК, ускоренный совместный выпуск боеприпасов и вооружений. Оценкой ситуации в этой индустрии должен будет заниматься специальный оборонный совет, за три года Брюссель намерен инвестировать 1,5 млрд евро в программы ОПК из общего бюджета.

Предполагается усиление сотрудничества с Украиной и ее участие в оборонных программах, как и возможность совместного производства дронов. ЕК также предложила странам ЕС объединить 40% военных закупок, закупать 50% всего оружия и боеприпасов у европейского ОПК к 2030 г.

При этом глава европейской дипломатии Жозеп Боррель посетовал, что в ЕС не хватает финансирования для производства вооружений и боеприпасов как для Украины, так и для собственных армий. Обещание поставить 1 млн снарядов с марта 2023 г. по март 2024 г. оказалось невыполнимо, публично признал Боррель в конце января.

По оценке Bloomberg, на прошлый октябрь ЕС отправил Украине лишь 30% обещанного. В январе агентство со ссылкой на письмо министра обороны Украины Рустема Умерова заявило о критической нехватке снарядов у ВСУ при потребности в 200 000 в месяц.

За два года украинского кризиса ЕС не смог перестроить ОПК, существенно нарастить объем производства и вряд ли будет быстро способен на это в будущем, констатирует Тебин. Препятствуют этому сильное антимонопольное законодательство и конкуренция производителей оружия. Также, продолжает эксперт, ряд крупных государств ЕС не спешат с капитальными вложениями в индустрию и не решена проблема цепочек поставок ряда компонентов, например пороха.

Оружейники стран сообщества сомневаются, что смогут отбить вложения при отсутствии гарантированного спроса в будущем, говорит Крамник. Решить проблему могла бы национализация ОПК, но эти большие предприятия имеют сложную структуру собственности, где держателями акций выступают не только европейские инвесторы. Как следствие, подобный сценарий приведет к тяжелым правовым и экономическим последствиям, объяснил эксперт.

При этом новая оборонная стратегия ЕС призвана адаптировать текущие военные потенциалы входящих в него государств и создать страховочные механизмы на случай эскалации и необходимости принимать срочные меры, говорит Тимофеев. Она сменит существующую программу PESCO, которую запускали совсем в других условиях как эмбрион общеевропейского ОПК и военно-политического каркаса ЕС. Она так и не привела к впечатляющим результатам, несмотря на наличие десятков совместных проектов, заключил Тимофеев.