КС проверит законность отказа в регистрации на выборах самозанятым

В справках из налоговой такого термина нет
Евгений Разумный / Ведомости

Екатерина Силаева пыталась зарегистрироваться в качестве кандидата на муниципальных выборах в Москве в 2022 г. в районе Восточное Измайлово. Избирательная комиссия отказала ей, сославшись на то, что в заявлениях о согласии баллотироваться и в подписных листах она указала род занятий «самозанятая». В представленной справке из налоговой говорилось о ее постановке на учет в качестве физического лица – налогоплательщика налога на профессиональный доход, но термин «самозанятая» там отсутствует. Измайловский суд согласился, что сведения о роде занятий Силаевой «противоречат сведениям в документе, подтверждающем род занятий кандидата, и являются недостоверными». В апелляционной инстанции Мосгорсуд счел, что представленный ею документ, как и сам по себе факт постановки на учет и наличие специального налогового статуса, не подтверждает осуществление кандидатом деятельности, приносящей ему доход.

В своей жалобе Силаева настаивает на том, что именно род занятий лица – самозанятость – обусловливает, что данное лицо является налогоплательщиком налога на профессиональный доход. По ее мнению, ст. 2 и 38 закона об основных гарантиях избирательных прав в совокупности не дают возможность налогоплательщикам указываться как самозанятые, хотя в федеральном законодательстве этот термин используется. Кроме того, истец считает, что эта неопределенность порождает противоречивую правоприменительную практику, не позволяя однозначно определить, каким документом должен быть подтвержден такой род занятий кандидата, как самозанятость.

Кандидаты действительно регистрируются, указывая в качестве рода занятия «физическое лицо – налогоплательщик налога на профессиональный доход», говорит юрист Дмитрий Конин. В 2022 г. на муниципальных выборах в Москве была серия избирательных споров о статусе «самозанятый» – точнее, о неверном его указании, сказал политюрист Гарегин Митин. Справка КНД 1122035 как раз подтверждает статус физлица. «А «самозанятый» – это обыденное, «непрофессиональное» его название, но которое все же используется в официальных документах. Так что излишний формализм судов общей юрисдикции заслуживает косого взгляда КС. Противоречий Конституции я здесь не вижу, но пределы формализма надо установить», – считает он.

Главное условие – предоставление документов, которые подтверждают, что лицо не только является налогоплательщиком налога на профессиональный доход, но и данный род занятия приносит непосредственный доход, указал Конин. «Избирательный процесс весьма формализован, и логично, что для избирательных комиссий и судов понятие «самозанятый» не равно понятию «физическое лицо – налогоплательщик налога на профессиональный доход», особенно при расхождении в подтверждающих документах», – отметил Конин.

Это не первый случай в избирательном праве, когда выясняется, что формально «вещь-то есть, а слова – нет», и несоответствие обыденного толкования слова его юридической дефиниции становится поводом для снятия с выборов, говорит политюрист Олег Захаров. Он напомнил, что ранее уже была похожая история со статусом «безработный». «В обиходе, и даже в официальных документах разных госорганов, может использоваться термин «самозанятый», но закон им не оперирует, поэтому указывать его как форму занятости кандидата нельзя – и избирком, и суды считают это нарушением, что вполне обоснованно», – рассуждает юрист. По мнению Захарова, удобство заполнения документов не может быть достаточным основанием для упрощения процедуры участия кандидата в выборах, а в данном случае других доводов у заявителя нет.