Регламент Госдумы приведут в соответствие с Конституцией

Среди прочего в документе будут уточнены полномочия руководства палаты
Андрей Гордеев / Ведомости
Андрей Гордеев / Ведомости

В регламент Госдумы запланирован ряд поправок: проект постановления внесла в нижнюю палату комиссия по регламенту и обеспечению ее деятельности. Часть изменений, отмечается в пояснительной записке, носят юридико-технический характер для приведения регламента в соответствие с принятыми еще в 2020 г. поправками в Конституцию. Глава комиссии по регламенту Виктор Пинский заявил «Ведомостям», что по факту «ничего не меняется», а поправки потребовались именно для «приведения регламента в соответствие с Конституцией».

В частности, в статье 93 регламента прописывают в новой формулировке, что Госдума постановлением утверждает главу правительства (сейчас там упоминается старая норма: нижняя палата «дает согласие» на назначение премьер-министра президенту). Также постановлением, следует из поправок в регламент, Госдума утверждает по представлению главы правительства вице-премьеров, федеральных министров и заместителя главы Счетной палаты. Все эти изменения предусмотрены Основным законом (впрочем, кадровые перестановки ранее уже проводились без поправок в регламент). Также в соответствии с Конституцией в регламенте фиксируется и заслушивание отчетов Центробанка.

Согласно закону о Конституционном суде РФ, у Госдумы есть право направлять в суд ходатайства о разъяснении его постановлений и заключений. Такое право тоже теперь будет уточнено в регламенте. «При этом представляется необходимым предусмотреть, что решение палаты об обращении с запросом или с ходатайством в КС принимается не только по предложению фракции или комитета, но и комиссии Госдумы», – говорится в пояснительной записке. Это поправка обращает на себя внимание в контексте дискуссии о смертной казни, сказал «Ведомостям» член комитета по политтехнологиям РАСО Павел Склянчук. «Кажется, что сторонники отмены моратория хотят такой процедурой воспользоваться», – допустил он. Изменения регламента Госдумы не частое явление, они происходят примерно раз в год, и в основном редакционного характера, резюмировал Склянчук.

Еще несколько поправок касаются утверждения сложившегося порядка в палате. В регламенте предлагается предусмотреть полномочия Госдумы выступать учредителем СМИ. Такое право уже предусмотрено в регламенте Совета Федерации – поправки делают подход к регламентам обеих палат единообразным, говорится в пояснительной записке. В палате с 2017 г. функционирует, в частности, медиа «Дума ТВ». Постановление о его учреждении принимала сама Госдума, но числится учредителем – АНО «Редакция парламентского телевидения».

Участвовать в работе Совета Думы предлагают также председателям комиссий – сейчас такое право есть только у глав комитетов. Эти поправки, по сути, развивают прошлые корректировки документа: еще в июне 2022 г. в регламент вносили изменения, согласно которым комиссии наряду с комитетами были наделены правом вносить в Совет проекты постановлений.

У Совета также появятся полномочия принимать решения о проведении в Госдуме заседаний совещательных и консультативных органов, утверждать расходы на их реализацию в рамках бюджетной сметы палаты по представлению комитета или комиссии. «Новеллой является введение новой формы мероприятий на уровне парламентских слушаний – заседания консультативных и совещательных органов, к ним относится, например, молодежный парламент, научный совет по законотворчеству при председателе», – пояснил Склянчук.

Учитывая устоявшуюся практику, в регламенте также предлагается предусмотреть право комитетов и комиссий своим решением определять (изменять) краткое пояснение к законопроектам. «Краткое пояснение к законопроекту – это подстрочник, который пишется в скобках после названия законопроекта. С учетом того, что ко второму чтению концепция может серьезно видоизменяться, то и пояснение нуждается в уточнении», – говорит Склянчук.

Красной нитью в поправках проходит вопрос выравнивания статуса самой комиссии по регламенту с комитетами, говорит политолог Олег Захаров. Он напомнил, что этот вопрос стал актуальным после подачи экс-депутатом Госдумы от ЛДПР Василием Власовым иска об оспаривании законности лишения его мандата. Претензии тогда касались рассогласованности норм регламента Госдумы, касающихся статуса комиссий и комитетов: речь о «квазикомитетском статусе комиссии по регламенту: по закону с инициативой о лишении мандата может выходить комитет, но регламентом эта комиссия уравнена с комитетом», напомнил Захаров.

В регламенте также пропишут обязательность открытия и закрытия сессии исполнением гимна РФ, такая практика действует и сейчас. Еще одно право, которое предусмотрено законом (в данном случае о днях воинской славы и памятных датах) и уже фактически есть, укореняется в регламенте: председательствующий на заседании сможет объявлять минуту молчания. 

Во многом поправки закрепляют фактическое положение дел, соглашается Захаров. Ряд поправок при этом явно направлены на упорядочивание публичной активности нижней палаты российского парламента, считает он. «Помимо права учреждения СМИ Госдума может поставить на поток проведение парламентских чтений и других публичных мероприятий в своих стенах, полномочия Совета Думы в этой части конкретизируются до права не только определять их график, но и финансировать», – говорит эксперт. По мнению Захарова, это может способствовать усилению активности парламентариев в последние два года перед окончанием полномочий текущего созыва и знаменует собой создание предпосылок для переизбрания действующих депутатов.