Как голосовали в городах-миллионниках

Там победил Владимир Путин, но борьба за второе место закончилась неожиданным результатом
Андрей Гордеев / Ведомости

В политических партиях начали обсуждать стратегию, которую нужно выбрать на осенних выборах после того, как ход и результаты президентской кампании оказались неожиданными для многих из них. Это касается оппозиционных партий и голосования за их кандидатов в крупных городах, которое прошло не по самому привычному сценарию, делится собеседник в руководстве одной из партий. В частности, «протестный электорат» ушел от «привычных брендов», а разница между вторым, третьим и четвертым местом оказалась минимальной, отмечает другой собеседник «Ведомостей».

В городах-миллионниках первое место занял Владимир Путин со средним результатом 82%. Но вторые места оказались распределены не так, как в среднем по стране, в частности, на это место пробрался не коммунист Николай Харитонов, а кандидат от «Новых людей» Владислав Даванков. В Москве и Санкт-Петербурге Даванков получил 6,7% и 7% соответственно, Харитонов – 3,8% и 3,5%. У Путина в столице 85,1%, в Петербурге – 81,%, у Слуцкого, соответственно, 2,8% и 5,2%.

«Избиратели увидели в Даванкове человека, который декларирует европейские ценности», – полагает политолог Александр Немцев. Впрочем, в среднем по стране результат нередко отличался от московского и петербургского, как и кандидат, занимающий второе место.

На выборах президента в 2012 г. бизнесмен Михаил Прохоров от «Гражданской платформы» набрал в столице 20,07% голосов, а Владимир Путин – 47,4%, в то время как его результат по всей России составил 63%, у бизнесмена было 7,98%. В Петербурге Прохоров набрал 15,52%, а Путин 58,77%. Отличалась картина в столицах и в 2018 г. Путин набрал по России 76,69%, Павел Грудинин от КПРФ 11,77%, а телеведущая Ксения Собчак 1,68%. В Москве же за них проголосовали 70,88%, 12,47% и 4,08% соответственно (впрочем, за Грудининым осталось второе место). В северной столице Путин тогда набрал 75,01% голосов, Грудинин 9,04%, Собчак – 4,33%, больше чем в среднем по РФ.

Та же ситуация складывается и в других миллионниках. Это Красноярск (7,7% у Даванкова против 3,7% у Харитонова) и Новосибирск (9,1% у Даванкова против 5,1% у коммуниста, который оттуда родом). В Воронеже кандидат от «Новых людей» набрал 7,1%, а коммунист 5,4%. В Екатеринбурге Даванков набрал почти 12% голосов, в то время как Харитонов чуть больше 4%. Примерно сопоставимые результаты Даванков и Харитонов получили в Перми (5,5% и 4,7%) и Омске (7,5% и 6%).

Иначе сложилась ситуация в Казани: там представитель «Новых людей» отстает от коммуниста на 3%. Кроме того, Харитонов показал значительно лучший результат в Волгограде, набрав 7,4%, в то время как Даванков лишь 0,7%. У обоих кандидатов невысокие результаты в Краснодаре: у Харитонова 3,9%, у Даванкова 2,2%.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин в разговоре с «Ведомостями» связал такой результат с тем, что политическая культура региональных столиц не похожа друг на друга.

Новосибирск, Красноярск и Екатеринбург отличаются не только протестным голосованием на выборах всех уровней, но и большой концентрацией молодежи и студентов, отметил Макаркин. Впрочем, Даванков пришел вторым не во всех городах-миллионниках. Например, в Самаре коммунист и кандидат «Новых людей» набрали одинаково по 4,8%. Харитонов пришел вторым в Казани (5,5% против 2,5% у Даванкова), Нижнем Новгороде (7,3% против 4,9%), Уфе (4,3% против 1,9%), Челябинске (6,3% против 4,8%) и Ростове-на-Дону (3,9% против 3%).

Даванков обошел коммуниста в еще двух «студенческих» городах (не миллионниках): во Владивостоке (4,3% против 3,1%), Калининграде (9,5% против 4,6%) и др. Кроме того, схожий результат был в Хабаровске: Даванков набрал 9%, в то время как Харитонов – 5,5%. Там в 2018 г. губернатором во втором туре был избран Сергей Фургал (ЛДПР), в 2020 г. арестованный в связи с уголовным делом. Сейчас регион возглавляет другой член ЛДПР Михаил Дегтярев. «Произошло перераспределение протестных голосов от ЛДПР», – говорит Макаркин.

При этом Прохоров и Даванков, хотя и ставятся экспертами в ряд кандидатов условно «либерального фланга», имеют ряд принципиальных различий. «За Прохорова была другая мотивация голосовать. Он воспринимался как бизнесмен, который заработал деньги для себя, а значит, и для других сможет. Например, в США по такой логике голосуют за Трампа», – говорит Макарин. За Даванкова голосовали, продолжил он, потому что он, хоть и не прямо, просто предлагал альтернативную повестку, отмечает эксперт.

КПРФ традиционно сильнее в малых городах с населением меньше 50 000 человек, сказал «Ведомостям» секретарь ЦК КПРФ и депутат Госдумы Сергей Обухов. Говоря о конкуренции с Даванковым и Слуцким, Обухов обратил внимание на понятие избирательного корпуса – это число граждан, которые обладают активным избирательным правом. «В целом по избирательному корпусу мы их [Слуцкого, Даванкова] обошли. Где-то проиграли, где-то выступили [лучше остальных кандидатов]», – сказал он. Коммунист напомнил, что большинство голосов все-таки получил «верховный главнокомандующий»: «В условиях, когда это был референдум, что тут говорить?»

Частично тот процент городского населения, который раньше голосовал за коммунистов, как за наиболее сильную альтернативу власти, в этот раз собрал Даванков, согласен политолог Евгений Минченко. В пользу последнего сыграли его возраст и отсутствие радикальной риторики, считает глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов: «Пока преждевременно говорить о том, каков будет расклад на осенних региональных выборах, есть две переменные – оправятся ли парламентские партии от шока низкого результата на президентских выборах и произойдет ли демобилизация административного ресурса».

Выборы в президенты в 2024 г. прошли с 15 по 17 марта. Президентом России в пятый раз стал Путин, набравший 87,28%. Второе место занял коммунист Харитонов с 4,31%, у Даванкова 3,85%. Последним стал представитель ЛДПР Леонид Слуцкий с 3,20%. Общая явка по России составила 77,44%.