Михаил Евраев: «Дело тут не в смысле, а в деньгах»

Губернатор Ярославской области Михаил Евраев о предстоящих выборах и влиянии спецоперации на экономику
Андрей Гордеев / Ведомости

Беспартийный губернатор Ярославской области Михаил Евраев победил на выборах в 2022 г. при поддержке «Единой России». А теперь в его поддержке на выборах в заксобрание, скорее всего, будет заинтересована партия власти. В интервью «Ведомостям» Евраев рассказал о дефиците кадров в промышленности, из-за которого работников приходится возить в регион автобусами, о сокращениях чиновников, о реформе контрактной системы, а также сообщил, что может трудоустроить отсидевшего экс-мэра Рыбинска Юрия Ласточкина.

– Бюджет Ярославской области на 2023 г. принимался как сбалансированный. Существуют ли проблемы с его исполнением?

– Бюджет бездефицитный. I квартал уже практически закончился, и мы идем ровно по тому плану, который у нас был. При этом, если в бюджете появляются дополнительные доходы, мы их направляем на первоочередные направления – общественный транспорт, ЖКХ, здравоохранение, дороги, образование.

У нас никогда не бывает так, что лежит где-то отдельно мешок денег в углу и мы думаем: ну и слава богу, пусть лежит. Нет. Если мы видим, что у нас появились дополнительные возможности, мы стараемся сделать больше и завтрашний день придвинуть к сегодняшней уже дате, реализовать его сегодня.

– Беспокоит ли вас рост госдолга?

– Госдолг у нас сейчас немного повысился, как и в других регионах, так как в начале года нет налоговых поступлений, к 1 апреля он вернется к показателю 48 млрд руб. При этом у нас нет коммерческих кредитов. Вся сумма – это бюджетные кредиты и облигации. Это долг, по которому либо нулевой процент, либо крайне низкий – 3%, например. Но гасить долг Федерации нам сейчас не надо, потому что он практически весь долгосрочный. Надо сказать, что еще полтора года назад наш долг по коммерческим кредитам составлял 24 млрд руб. Вот что волнует реально – это коммерческий долг, потому что он не является долгосрочным и идет под рыночную ставку. Так вот мы его в 2 раза уменьшили благодаря поддержке Федерации и бюджетным кредитам практически под нулевую ставку.

Мы не смогли полностью погасить долг по коммерческим кредитам, потому что это облигации и мы не можем заставить людей их продать. То есть кто готов был их продать, мы у всех купили. Кто не готов был продать, мы купить не можем. До недавних пор беспокоил коммерческий долг муниципальных образований, он был очень серьезный: 5–6 млрд приходилось на Ярославль, больше 1 млрд – на Рыбинск, ну и т. д. Мы специально взяли у Федерации опять-таки практически беспроцентный долгосрочный бюджетный кредит и закрыли все долги муниципальных образований. Долг региона при этом вырос, но без процентов. Чтобы коллеги на муниципальном уровне не наращивали больше долгов, у нас со всеми заключено соглашение о запрете брать коммерческие кредиты без согласования с инвестиционной комиссией правительства Ярославской области.

– В Ярославской области есть крупные производства, от которых зависит импортозамещение критических отраслей. Это, например, Тутаевский моторный завод или рыбинский «Сатурн». Довольны ли вы поддержкой, которую оказывают федеральные власти?

– Если мы говорим про «Сатурн», то, конечно, он получил огромное развитие и идут серьезные финансовые инвестиции. Вообще, у нас много предприятий очень мощных, промышленность Ярославской области развитая и диверсифицированная. И все предприятия, могу сказать, сейчас чувствуют себя довольно-таки уверенно. Наши предприниматели, я считаю, очень успешно справляются с теми задачами, которые перед ними стоят. Многие из них перестроили свою работу, поменяли логистику, поставщиков, рынки сбыта, увеличили ассортимент продукции, изменили объемы производства. Кто-то новые цеха себе строит, завоевывает новые ниши, которые открываются. Мы за этот год практически никого не потеряли – буквально, может быть, одно-два небольших предприятия.

– Ощущает ли область кадровый дефицит?

– У нас почти нулевая безработица – на сегодняшний день этот показатель составляет всего 0,7%. Кадровый дефицит есть, и многих сотрудников на заводы возят даже из других регионов автобусами. Поэтому идет рост заработной платы. В прошлом году у нас рост заработной платы составил 1,5%. И сейчас средняя заработная плата порядка 45 000 руб., приближается к 46 000 руб. Это довольно-таки неплохой уровень. И по городам в промышленности она, конечно, выше значительно.

Мы стараемся насытить рынок кадрами максимально, у нас много вузов, которые готовят кадры совершенно разных направлений. Когда я вручал лучшим выпускникам школ награды, спрашивал, куда они будут поступать. Получилась большая репрезентативная выборка: порядка 250 человек. Могу сказать, примерно 40% собирались поступать в вузы Ярославской области, примерно 40% – в вузы Питера, примерно 15% – в вузы Москвы и примерно там 5% – во все остальные точки нашей страны.

– А вот если пообщаться со студентами, значительное их количество скажет, что по окончании вуза они мечтают перебраться в Москву. Потому что столица рядом и отток туда людей идет довольно существенный.

– Миграция населения всегда есть и будет. У нас же не рабство, все люди выбирают там, где они хотят жить, где они хотят работать, но все зависит от условий работы, это первое. В Ярославской области я считаю, что есть прекрасные возможности для карьерного роста. И многие руководители наших промышленных предприятий дают квартиры тем, кто приходит на работу. Понятно, что на определенных условиях, что должны отработать какое-то количество времени. Но и это есть, и есть субсидирование процентов по ипотеке. А вы попробуйте в Москве квартиру купить. Вы где жить будете? И вряд ли тут кто-то вам что-то подарит.

И потом опять-таки карьеру намного быстрее можно сделать в Ярославской области на промышленных предприятиях, нежели в Москве, потому что в столице все-таки людей значительно больше и пробиться значительно сложнее. В регионе, если вы перспективный специалист, вас быстрее не просто увидят, а быстрее начнут поднимать по карьерной лестнице и давать вам большие задачи, большие нагрузки и будет более быстрый рост. Поэтому тут, знаете, я вам так скажу: каждый ищет, где лучше, но точно у нас в области много возможностей для карьерного роста.

– На фоне спецоперации возникла дискуссия о необходимости реформирования федеральной контрактной системы, а вы были среди ее основателей. Сталкивается ли Ярославская область с проблемами при исполнении госзаказа и считаете ли вы, что нужно реформировать эту систему?

– Дискуссия была всегда, и она никогда не затихала с тех пор, как мы сделали 94-й ФЗ [«О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»] в 2004 г. И очень понятно почему: потому что это конкурентная система. А отсутствие конкурентных процедур чревато ровно тем, что у нас было до принятия 94-го закона: коррупция просто процветала.

Я не говорю, что после этого ее не стало. Была, конечно, только по ней удар был нанесен серьезнейший. И второе – было полное отсутствие равного доступа бизнеса к государственному и муниципальному заказу. И это просто наше недавнее прошлое. И если мы хотим туда вернуться, конечно, лучше отменить все процедуры.

Нам работать закон не мешает, нам он работать помогает. Просто надо уметь работать. Надо, во-первых, хотеть по нему работать, хотеть работать так, чтобы была конкурентная среда, это еще надо хотеть просто, это первое. Второе – надо уметь работать по законодательству. И тогда все будет в порядке, тогда вы будете достигать своего результата, который вы перед собой ставите, качественно и в максимально сжатые сроки, если вы будете все делать профессионально.

– Проводилась ли оценка степени обеспеченности военнослужащих из Ярославской области, которые отправляются в зону спецоперации? Чего им не хватает, все ли удалось компенсировать?

– У нас постоянно происходит оценка [обеспеченности военнослужащих]. Мы изначально их обеспечили тогда, когда ребята уезжали в зону специальной военной операции, и у нас довольно-таки большие расходы и шли, и идут из резервного фонда Ярославской области. Все необходимое дополнительно к тому, что выделяет Министерство обороны, мы предоставляем в полном объеме, плюс у нас есть постоянная связь с ребятами. Я недавно ездил в зону специальной военной операции, тоже отвозил различные грузы, которые ребята просили. И эта работа – она как началась год назад, так и продолжается, чтобы никто ни в чем из наших добровольцев и мобилизованных не нуждался.

– Как сейчас осуществляются региональные выплаты военным и их семьям? Есть ли задержки или слабые места?

– Все по плану, все выплаты осуществляются в четком соответствии со всеми принятыми решениями. Я могу сказать, что Ярославская область точно занимает достойное место по объему выплат с точки зрения поддержки как самих участников специальной военной операции, так и членов их семей. Жалоб нет.

Более того, в этой работе участвует не только правительство Ярославской области, но и наши муниципальные образования, большое количество промышленников. И спасибо им за это огромное. Также [в помощи военнослужащим] участвует и просто огромное количество людей активных, имеющих такую жизненную позицию.

Многие люди сейчас сплотились, они взаимодействуют друг с другом ради оказания поддержки военным и их семьям. И я постоянно встречаюсь с общественными организациями, с Народным фронтом, которые участвуют в этой работе, и могу сказать, что все поставлено на достойном уровне.

– Взаимодействует ли область с координационным советом при правительстве России по нуждам военной операции?

– Мы взаимодействуем со всеми, кто участвует в этом процессе, со всеми и на всех уровнях. И все, что требуется, те поручения, которые мы получаем, – они все реализовываются, т. е. все задачи, которые перед нами поставлены, мы все выполняем. Есть задачи, которые мы сами ставим перед собой, вот это такой пример поддержки наших мобилизованных и поддержка добровольцев, их семей. Это мы сами такие задачи ставим перед собой, а есть задачи, которые перед нами ставят. В итоге мы успешно справляемся и с теми и с другими.

– Прошлой осенью вы объявили о планах сократить управленческий аппарат на треть. Завершен ли на данный момент этот процесс?

– В 95% случаев все результаты достигнуты. Делалось это не для экономии, а для создания нормальных условий труда на государственной и муниципальной службе, чтобы приходили нормальные люди на нормальные зарплаты. А штат был раздут, дичайше раздут штат, прям дичайше. Поэтому одна треть – да, это норма общая для всех, но я более того скажу: обязательно будем по целому ряду направлений дальше двигаться, потому что в некоторых случаях это не одна треть, а две трети. А некоторые учреждения вообще будут ликвидированы.

Например, у нас шесть институтов развития. Ну а зачем нам шесть институтов развития, если можно иметь один, максимум два? Вот в таких случаях всегда будут приниматься решения по оптимизации, но не для того, чтобы сэкономить, а для того, чтобы создать нормальные условия труда. Это не единственный элемент.

Мы будем ежегодно оценивать каждого сотрудника по системе «красный – желтый – зеленый». Если ты «зеленый», то ты молодец, ты получаешь дополнительные премии и мы будем рассматривать тебя для дальнейшего продвижения. Если ты «желтый», будем смотреть, что получается, что нет, что скорректировать надо. Если ты «красный», скорее всего, мы с тобой прощаемся, потому что, видимо, ты не справляешься со своей работой.

Мы разработаем такую систему KPI для всех подразделений. И будут обязательно меры позитивной мотивации. Мы хотим серьезно поощрять тех людей, которые качественно работают. Если мы правильно выстроим систему мотивации, мы точно достигнем успеха и у нас будет огромное развитие по всем направлениям. Именно этого ждут жители Ярославской области, именно так строится сейчас работа.

– В Ярославль начали поступать новые автобусы в рамках программы транспортной реформы. Каким вы видите результат этой реформы?

– Сейчас мы проводим модернизацию автобусного парка в Ярославле и Ярославском районе. Это порядка 600–700 автобусов, огромное количество. А у нас он брендированный, с изображением медведя с секирой [герб Ярославля], современный в том плане, что он низкопольный, с камерами, климат-контролем, электронными табло, современной системой оплаты и т. д. То есть это совсем другое качество. Мы уже подали заявку на федеральный уровень, потому что мы заинтересованы в том, чтобы такой транспорт пришел во все районы области – и в городские, и в сельские районы, без исключения.

Когда я пришел в Ярославскую область, тут был серьезный коллапс в городе Ярославле: люди ждали транспорта по полтора-два часа на остановках. Этот вопрос – к прошлому составу мэрии Ярославля. Идея [транспортной реформы] была хорошая и правильная, но реализация шла из рук вон плохо. И чтобы этот коллапс пройти, чтобы не допустить, чтобы он дальше развивался и принял гиперформы, мы собрали всех перевозчиков, которых смогли найти в стране. Мы погасили костер, после чего приступили уже непосредственно к модернизации общественного транспорта. И это не только новые автобусы, электробусы и трамваи – это и создание ситуационного центра. И мы в ситуационном центре будем видеть, где находится каждое транспортное средство, насколько оно отстает от графика, как работает каждый перевозчик, каждая компания. Автоматически будут рассчитываться штрафы в случае, если компания работает неудовлетворительно.

– Есть ли подвижки по строительству Карабулинской развязки и третьего моста через Волгу в Ярославле? В сентябре прошлого года президент Владимир Путин поручил правительству обеспечить реализацию этого проекта до 2027 г.

– Мы прошли очень важный этап – получили политическое решение. Спасибо огромное предыдущим губернаторам – Сергею Ястребову и Дмитрию Миронову – за то, что они этот вопрос поднимали. Более того, я вам скажу, что есть не только решение президента, но есть и решение премьер-министра. Михаил Мишустин, который приезжал в Ярославскую область, и, когда мы с ним встречались, он поставил резолюцию. Мост и развязка в целом внесены в пятилетний план развития дорожного строительства в Российской Федерации. А то, что не входит в пятилетний план, вообще финансированию не подлежит. Пятилетка была принята, мы вошли в нее дополнительно. То, что сейчас уже сделано, я считаю, что это большое движение вперед, огромное. Конечно, в такой сложной экономической ситуации двигаться вперед намного сложнее, но мы движемся.

– Недавно директор ярославского аэропорта объяснил прекращение авиасообщения с Калининградом тем, что в анклаве якобы нечего делать. Произошел скандал. После этого губернатор Антон Алиханов сказал, что ждет ярославцев в гости. Может быть, есть смысл возобновить авиасообщение между городами?

– Дело тут не в смысле, а в деньгах. Дело в том, что мы за все маршруты деньги платим. Это же вопрос нагрузки на бюджет. И вопрос – можем позволить такую нагрузку или не можем. То есть то, что сказал руководитель аэропорта, – понятно, что недопустимы такие высказывания. И, насколько я знаю, он потом извинился. У нас было серьезное разбирательство в правительстве, почему такое было сказано. Такие вещи недопустимы. И очень правильно сказал губернатор Калининградской области, предложив дружить и ездить друг к другу в гости. Я полностью поддерживаю это все. Но дальнейшее развитие аэропорта будет зависеть исключительно от наших финансовых возможностей. Сейчас ситуация в авиации сложная, вы же знаете. Наш аэропорт находился в серьезных долгах. И сейчас мы укрепляем его финансовое и материально-техническое положение.

– А директор аэропорта был как-то наказан за свои слова?

– Ну дело же, понимаете, не в наказании. Я думаю, что он сам понял, что сказал, сам извинился. Я очень рассчитываю, что в будущем он такого не допустит. Вот и все.

– В этом году пройдут выборы в Ярославскую областную думу. Вы ни в одной из партий не состоите, но иногда участвуете в мероприятиях «Единой России». Партия вас поддержала на выборах губернатора в прошлом году. Будете ли вы поддерживать «Единую Россию» в ответ?

– Да, конечно. «Единая Россия» – это ключевая партия, причем как у нас в стране, так и в регионе. Но я вам скажу так. Я когда шел на выборы, у меня был очень простой подход: моя партия – это партия всех жителей Ярославской области. При этом я считаю, что в думе должны быть люди инициативные, профессиональные, неравнодушные. И конечно, я выскажу свою точку зрения по этому поводу ближе к выборам, обязательно выскажу. Потому что для меня это важно. Сейчас у нас конструктивная работа с думой. Мы постоянно встречаемся, говорим на одном языке, понимаем, что вместе работаем над развитием Ярославской области. Я хотел бы, чтобы такая конструктивная работа и осталась в будущем. Я в этом безусловно заинтересован и, конечно, я мониторю то, что происходит, влияю на партийные процессы и буду на них влиять. В интересах жителей Ярославской области.

– Когда вас назначали врио губернатора Ярославской области, не ставилась ли перед вами задача сделать регион более монопартийным?

– Такой задачи передо мной не стояло. Более того, я считаю, что, когда есть разные партии, представлены разные точки зрения, это здорово. Потому что создает определенную конкурентную среду, а, как известно, конкурентная среда делает сильнее и представительную власть, и исполнительную власть. Я заинтересован в том, чтобы у нас и представительная, и исполнительная власть была сильной. Все, кстати, конструктивные предложения и идеи, которые поступают, они все берутся в работу. Просто есть разные предложения и идеи: есть конструктивные, есть неконструктивные. Мы с вами знаем, что многие предложения бывают просто так, для того чтобы себе какие-то политические очки заработать. А есть предложения действительно дельные, так вот их мы в работу берем.

– А почему вы вышли из «Яблока»?

– Скажем так, по разным причинам. Но углубляться в этот вопрос я сейчас не хотел бы.

– Между вашим увольнением из ФАС в феврале 2021 г. и назначением врио губернатора Ярославской области в октябре того же года прошло несколько месяцев. Чем вы занимались в этот период?

– Первое – конечно, отдохнул, потому что я всегда работаю напряженно, не важно где – в Федеральной антимонопольной службе, Минцифры или в бизнесе. Пообщался со своей семьей, пообщался со своими друзьями, потом творчески подумал над теми или иными вещами. Очень важно иногда останавливаться и вообще оглядываться вокруг себя, задумываться над многими вещами, это очень полезно. И я посвятил этому как раз то время, которое у меня было.

– Вы знали, что какое-то назначение для вас готовится? Вы же заканчивали школу губернаторов, т. е., наверное, рассчитывали на то, что рано или поздно возглавите какой-то регион?

– Нет, не знал и не рассчитывал.

– В прошлом году из колонии освободился бывший мэр Рыбинска – экс-владелец «Сатурна» Юрий Ласточкин. Может быть, найдется ему какое-то применение в структуре органов власти Ярославской области?

– Подумаем. Я его лично не знаю, но отзывы об этом человеке всех, с кем я беседовал, были положительными. То есть это было не меньше пяти человек – и все высказались положительно, все. Я не слышал ни одного отрицательного отзыва. Спасибо огромное, что вы напомнили о нем! Я, может быть, в текучке немножко закрутился, потому что у меня была мысль с ним встретиться. Я думаю, что, если у него будет желание, мы, конечно, подумаем над тем, как можно сделать так, чтобы он вернулся в систему, чтобы быть полезным для Ярославской области. Потому что действительно отзывы только хорошие. Поэтому я скажу так, осторожно. Тут зависит от его желания, конечно, в первую очередь.

Родился 21 апреля 1971 г. в Ленинграде
1988-1993
Работал токарем на заводе им. М. И. Калинина в Ленинграде и по другим рабочим специальностям
1993
Окончил Ленинградский финансово-экономический институт по специальности «экономист»
1999
Окончил Санкт-Петербургский государственный университет по специальности «юрист»
1993-2000
Работал в коммерческих структурах
2000-2004
Возглавлял направление по разработке социально-экономических программ в Центре политических и экономических исследований
2004-2021
На разных должностях в ФАС