Государство на продажу

Европейский союз ускоряет колонизацию Казахстана и захватывает его транспортную инфраструктуру

Визит президента Республики Казахстан (РК) Касым-Жомарта Токаева в Италию 17–19 января стал логическим продолжением таких же вояжей, совершенных им в Вашингтон и Берлин в сентябре прошлого года в рамках саммитов С5 + 1 (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан + США). Эта поездка принесла новые контракты с европейскими корпорациями, что на деле означает дальнейшее усиление западного капитала в экономике республики и, как следствие, – укрепление политического влияния ЕС в Центральной Азии.

В Италии президент РК помимо переговоров с премьер-министром Джорджи Мелони и Папой Римским Франциском встретился с капитанами итальянского бизнеса – как в рамках круглого стола «Казахстан – Италия», так и по отдельности. Итогом стало подписание 60 различных меморандумов в разных сферах и создание совместного инвестиционного фонда. Рим намерен инвестировать в добывающие отрасли промышленности, энергетику и развитие транспортной инфраструктуры – в связи с этим три сотни итальянских компаний во главе с нефтедобывающей Eni получат дополнительные преференции, в том числе и в деле разработки и добычи редкоземельных металлов в РК.

Для Астаны такое сближение с Римом в целях сохранения сырьевой вывозной модели экономики очень важно, учитывая, что на Италию приходится 18,7% экспорта казахстанских полезных ископаемых, тогда как на Россию 12,6%, а на КНР 18,1%. Но наращивание таких связей оборачивается полной зависимостью от европейского бизнеса и захватом им стратегических предприятий и объектов инфраструктуры.

Прямым итогом всех этих соглашений и встреч в США, ФРГ и Италии стало заявление главы минтранса РК Марата Карабаева о готовности передать 22 региональных аэропорта Казахстана под управление европейских корпораций, сделанное им на транспортном инвестиционном форуме «ЕС – Центральная Азия» 29 января в Брюсселе. Это при том, что крупнейшая воздушная гавань страны, международный аэропорт Алма-Аты, уже принадлежит иностранцам – турецкому TAV Airports Holding. Кроме того, власти республики готовы передать под управление европейским компаниям порты Актау и Курык на берегу Каспийского моря с возможностью их последующей приватизации. Западным инвесторам Карабаев пообещал также выделить дополнительные 171 га земли для развития терминальных мощностей этих портов. И все это происходит под разговоры «о развитии транспортного потенциала Казахстана и Европы» в рамках продвижения Транскаспийского международного транспортного маршрута, являющегося альтернативным логистическим путем в обход России.

Предполагается, что западные компании возьмут на себя вопросы реконструкции каспийских портов Казахстана, углубления дна в гаванях стремительно мелеющего моря, расширения подъездных путей. Минтранс РК подписал с Европейским инвестиционным банком меморандум об инвестировании на эти нужды в 2024 г. 500 млн евро. А в перспективе пяти лет может идти речь о европейских инвестициях на развитие транспортной сети РК в объеме 40 млрд евро. Прежде всего речь идет о транспортных линиях, соединяющих месторождения, на которых работают западные компании, и порты Актау и Курык. Интересно, но освоением этих средств будут заниматься исключительно европейские строительные компании, что фактически ведет к тому, что новые трассы также могут оказаться под их управлением и в собственности. «Приглашаем европейские подрядные организации стать участниками большого проекта строительства автодорог Казахстана», – заявил Карабаев на форуме в Брюсселе. Фактически это означает передачу под полный контроль Европейского союза логистической инфраструктуры Казахстана, а это уже один из ярких и типичных признаков неоколониализма.

И ситуация не ограничивается только этим, так как согласно правительственному плану приватизации до 2025 г. должны уйти в частную собственность государственные активы транспортных, а самое главное – добывающих компаний. В том числе национального оператора «Казмунайгаз», на который пока приходится 33% добываемой нефти в стране. Очевидно, что эти активы попадут в руки тех же самых европейских, а также американских и британских корпораций, которые захватят в итоге и всю нефтегазовую отрасль Казахстана.

Но самое примечательное то, что в тот самый день, когда Карабаев в Брюсселе рассуждал о передаче воздушных и морских гаваней, заместитель министра иностранных дел РК Алибек Бакаев встречался с послом Европейского союза в Казахстане Кестутисом Янкаускасом. По итогам их беседы было объявлено об облегчении визового режима ЕС для граждан РК. Местная пресса подала это как величайшую дипломатическую победу по приобщению казахстанцев к «демократическому цивилизованному миру», хотя в реальности речь идет лишь о введении единого списка документов для подачи на визу, уменьшении консульских сборов, сокращении сроков рассмотрения заявок, а также увеличении срока действия многократных виз. Этот шаг можно расценить как действие в чисто пропагандистских целях – для замыливания глаз общественности, а также для оправдания самого процесса колонизации страны.

Но в этой истории важен тот факт, что сейчас практически полностью воспроизводится та политтехнология, которая эффективно применялась на Украине в преддверии и в момент майдана, когда в сознание широких слоев населения внедрялась мысль о безвизе и о прогрессивном характере экономического союза с ЕС. Можно даже сказать, что в Казахстане сейчас и осуществляется местное издание «евроинтеграции», только с пантюркистском лоском.

Естественно, что такое резкое сближение Астаны с Брюсселем ведет к усилению политического влияния Европейского союза, а следом и США и в Казахстане, и в Центральной Азии в целом. И риск заключается в том, что, захватив полностью экономические мощности и стратегические объекты страны, Запад будет активно корректировать внешнюю и внутреннюю политику Астаны, что скажется на перспективах развития ЕАЭС, ОДКБ и ШОС. Это уже проявляется в увеличении количества прозападных неправительственных организаций и фондов, появлении в Алма-Ате представительств и центров различных международных и европейских организаций, которые ведут активную информационную кампанию против совместных с Россией индустриальных проектов, участвуют в разжигании межнациональной розни, в процессах декоммунизации и переписывания истории.

На фоне того что в прошлом году в соседней Киргизии был раскрыт заговор с целью организации государственного переворота с участием как раз представителей прозападных СМИ и неправительственных объединений, такой расцвет американских и европейских организаций в РК может стать дестабилизирующим фактором. Ведь гарантий того, что не повторятся события января 2022 г., когда массовые беспорядки поставили Казахстан на грань катастрофы, никто не давал.