Вокруг депортации репортера "Гардиан" много неясностей

undefined

Скандал вокруг депортации корреспондента британской "Гардиан" Люка Хардинга пока вызывает больше вопросов, чем ответов, считает профессор университета Фордхэм Бет Нобел, которая работала журналисткой в России с 1992 г. по 2006 г.

"Выгонять журналистов невыгодно для имиджа любой страны, в том числе России. Но мне пока не совсем ясна подоплека депортации Хардинга, серьезного журналиста серьезного издания", - сказала Нобел. Она начинала работу в московском бюро газеты "Лос-Анджелес таймс", затем девять лет возглавляла корпункт телекомпании CBS.

Российские власти отказали на этой неделе во въезде Хардингу, аннулировав ему визу и отправив обратно в Великобританию. Глава МИД России Сергей Лавров во вторник объяснил, что Хардинг нарушал правила аккредитации иностранных журналистов в РФ. Однако британский журналист не согласен с этим объяснением своей высылки. В его поддержку выступили многие международные профессиональные организации и союзы.

Нобел считает, что российские власти не пытаются манипулировать представителями иностранных СМИ, которые достаточно жестко критикуют их политику. "У меня были очень жесткие и критичные сюжеты - по захвату заложников в Беслане, "Норд-Осте". Никогда я не получила из Кремля ни одного звонка. Я должна сказать, что в пресс-службе администрации президента работали профессионалы, которые искренне защищали интересы России и пытались объяснить нам свою точку зрения", - считает Нобел. Однако объяснения Москвы по поводу депортации британского журналиста она не нашла исчерпывающими. "Ситуация довольно редкая. Для мира, для иностранных репортеров, работающих в России, для самих российских властей лучше было бы детально показать, что, как и когда нарушал Хардинг. Возможно, власти имели на это полное право, но нужно это объяснить", - сказала эксперт с богатейшим опытом работы в России. Она признается, что всякий раз, уезжая в отпуск на родину, не была уверена, разрешит ли ей Москва вернуться. В России есть свои условия для иностранных репортеров, многие из них связаны с обеспечением безопасности журналистов. "В 1999 г. группа наших журналистов из CBS приехала в Россию без аккредитации, они были задержаны в провинции и выдворены из страны. Я могла им сказать только одно - ребята, есть правила и надо жить по правилам", - вспоминает бывший шеф бюро одной из самых влиятельных телекомпаний.

За последние 10-15 лет число иностранных корреспондентов в России сокращалось драматическими темпами. Многие американские компании, включая CBS, закрыли свои бюро в Москве в силу падения интереса аудитории и экономического кризиса. "Американцы стали меньше знать о России, да и вообще о мире. То, что идет из России, для профессионала слишком упрощено, лишено деталей. Я знаю, что в жизни все сложнее", - сказала Нобел. По ее словам, те репортеры, которые продолжают жить в России, не имеют возможности напрямую общаться с высокопоставленными правительственными чиновниками, как это было во времена Бориса Ельцина, что также сказывается на качестве журналистики. Репортеры западных СМИ не чувствуют, что с ними хотят общаться, как это было 15-20 лет назад.