Степашин поддержал позицию Минэкономразвития по госзакупкам

Счетная палата (СП) поддерживает позицию Минэкономразвития о переходе на Федеральную контрактную систему с отказом от закона о госзакупках, заявил в понедельник журналистам председатель Счетной палаты РФ Сергей Степашин. "Наша позиция однозначна - 94-й закон [о госзакупках] больше латать нельзя, и, как весь цивилизованный мир - и Европа, и США, - России нужно переходить на контрактную систему. Мы всячески поддерживаем в этом плане инициативы Минэкономразвития", - сказал он. Степашин напомнил, что в последнее время "в стране развернулась серьезная полемика между Минэкономразвития и Минфином по поводу перехода на контрактную систему". Так, по его словам, несмотря на прямое поручение главы государства и премьер-министра о необходимости подготовки такого законопроекта, Минфин пока не поддерживает Минэкономразвития.

В ноябре прошлого года президент Дмитрий Медведев поручил подготовить к 1 апреля новую редакцию закона о госзакупках, но основные исполнители поручения — Минэкономразвития и ФАС — до сих пор не пришли к компромиссу. Они собираются представить свои концепции реформы правительству на президиуме 24 марта, когда их должен заслушать премьер Владимир Путин.

Минэкономразвития, концепцию для которого готовила Высшая школа экономики (ВШЭ), предлагает упразднить закон о госзакупках и заменить его законом о Федеральной контрактной системе (ФКС) и поправками в Бюджетный и Гражданский кодексы, регулирующими закупки. Проект МЭР вызвал критику министра финансов Алексея Кудрина, указавшего на пороки предлагаемой отмены нормы об обязательном возврате в бюджет средств, не использованных госзаказчиком до конца года.

ФАС, со своей стороны, предлагает совершенствовать сам закон, устраняя возможности злоупотреблений со стороны заказчиков и поставщиков. Предлагается, в частности, ограничить максимальную стоимость закупаемой продукции и закупку продукции премиум-класса. Число способов закупки ФАС предлагает сократить, заменив запрос котировок (применяется при закупке на сумму до 250 тыс. руб.) укороченным электронным аукционом.

Глава представительства Всемирного банка в РФ Педро Альба отметил, что до настоящего времени Россия использовала механизм "обратных аукционов, когда подрядчик выбирался в зависимости от наименьшей цены, которую мог предложить". По его словам, на практике стало понятно, что данный подход не является самым эффективным, а последний анализ Всемирного банка говорит о том, что данный метод повышает государственные затраты, не обеспечивая хорошего качества исполнения контрактов.