Генпрокуратура выявила расточительство и нарушения при строительстве пограничных пунктов

Генеральная прокуратура России выявила многочисленные нарушения закона должностными лицами Росжелдора и Росморречфлота при создании, развитии и обеспечении деятельности железнодорожных, морских и речных пунктов пропуска через границу России. ФЦП "Государственная граница Российской Федерации (2003-2011 гг.)" было предусмотрено развитие 21 железнодорожного и 21 морского и речного пунктов пропуска, на что указанные агентства как госзаказчики израсходовали более 6 млрд руб. Однако, сообщила Генпрокуратура, из-за ненадлежащего исполнения ими своих функций, расточительства, нарушений законодательства и слабого контроля при заключении государственных контрактов пункты пропуска через госграницу России созданы и/или функционируют не в полном объеме.

За восемь лет введены в эксплуатацию лишь два морских пункта пропуска. Построено три железнодорожных пункта пропуска на российско-казахстанском участке границы. Они нерентабельны, поскольку не будут использоваться в связи со вступлением России в Таможенный союз, но на их проектирование и строительство израсходовано 739 млн руб.

Росжелдор на разработку проектной документации пункта пропуска в Белгородской области, несмотря на отсутствие земельного участка под эти цели, израсходовал около 60 млн руб., на подготовку документов пункта пропуска в Курской области, через который товары, лица, транспортные средства и грузы вообще не перемещаются, - 12,5 млн руб. Заключен госконтракт на корректировку рабочей документации и строительство железнодорожного пункта в Омской области, при том что железнодорожные пути, на которых он расположен, демонтированы.

Росморречфлот для размещения досмотрового комплекса в порту Новороссийск рассматривал шесть земельных участков со стоимостью подготовительных работ от 0 до 400 млн руб. Сначала агентство выбрало участок с самой высокой стоимостью работ, включая изменение рельефа местности и перенос инженерных коммуникаций и электросетей, снабжающих электроэнергией курорты Краснодарского края. После отказа в его бюджетном финансировании агентство выбрало участок, не требующий затрат на проведение подготовительных работ и сноса инженерных сооружений.

Отсутствие должного контроля за исполнением госконтрактов приводило к корректировке проектной документации и срыву сроков сдачи объектов. При этом стоимость корректировки документации железнодорожных пунктов пропуска зачастую превышала цену ее разработки в несколько раз. Росморречфлот не осуществлял контроль за ходом и качеством выполняемых работ, при выявлении отступлений от условий госконтракта и обнаружении недостатков санкции к подрядчику своевременно не применял. В результате некоторые построенные комплексы не используются, поскольку не соответствуют требованиям технических регламентов и проектной документации.

Выявлены факты неправомерного распоряжения бюджетными средствами. Так, Росморречфлот израсходовал 118 млн руб. на расчет стоимости строительства пунктов пропуска. Между тем средства федеральной целевой программы выделены агентству для проектирования и строительства объектов в морских и речных портах, расчет затрат на эти цели программой не определен. По данному факту организована проверка в порядке, установленном уголовно-процессуальным законодательством.