Степашин предлагает поделить налоги поровну между регионами и центром

Налоговые источники доходов следует между федеральным центром и региона поровну, возможно уже в 2012 г., полагает председатель Счетной палаты Сергей Степашин. "Да, я считаю, что сегодня такая возможность простимулировать регионы-доноры есть. Надо вернуться к понятию конституционный федерализм или бюджетный федерализм, как угодно, давайте вернемся к 50 на 50. Надо оставлять 50% налогов в бюджетах регионов, в том числе доноров, давать им на развитие", - сказал Степашин, представляя в Совете Федерации отчет о работе контрольного ведомства за 2011 г.

По его словам, в СП озабочены ростом числа регионов, получающих субсидии на бюджетную сбалансированность из федерального бюджета: прогнозы на 2012-2014 гг. дают рост число дотационных регионов с 69 до 72. При этом 72% собранных на территориях доходов формируют всего десять субъектов Федерации. "Прошло время, когда нужно было управлять из центра налогами и бюджетами в силу политической ситуации. У нас другая страна, и выборы это показали, кому бы они нравились - не нравились. У нас другая страна, нам не надо ни с кем бороться в регионах, не давая им денег, - сказал Степашин. - Я не вижу здесь никаких причин, которые бы мешали это сделать сегодня. Очень надеюсь, что новое правительство с новым президентом это сделают, не уходя в долгую, в этом году".

Он отметил, что доходы консолидированного бюджета регионов в 2011 г. выросли по сравнению с 2010 г. на 17%. "Однако это происходит на фоне смещения центра тяжести в системе межбюджетных отношений в сторону федерального центра", - заявил Степашин.

По его мнению, централизация финансовых ресурсов не создает условий для повышения финансовой самостоятельности регионов. Если в 2009 г. доходы консолидированного бюджета регионов (без учета трансфертов из федерального бюджета) составляли 38% общего объема бюджетных доходов, то в 2011 г. снизились до 35%. "При этом 13% из 65%, которые поступают в федеральный бюджет, затем вновь возвращаются территориям в виде межбюджетных трансфертов", - констатировал Степашин.

"Сложившаяся система бюджетной обеспеченности лишает стимула наиболее развитые регионы, так как быстрые темпы социально-экономического развития не всегда приводят к соответствующим изменениям бюджетной обеспеченности", - сказал председатель СП. Регионы-доноры передают в федеральный бюджет от 55 до 85% своих доходов, а наименее развитые регионы отвыкают решать свои задачи за счет собственных средств, добавил он.