Мединский: Отказ государства от воздействия на историческую память общества приводит к отказу от части суверенитета

В современном мире любая "суверенная власть так или иначе проводит свою историческую политику, то есть, выражаясь вашим языком, "использует историю" в своих интересах", заявил "Российской газете" министр культуры Владимир Мединский. Если этого не происходит, то историей "будет заниматься кто-то другой, кто угодно и под любым углом", так что "у людей будет в голове либо вакуум, либо мусор". "Государство, чья элита отказывается от целенаправленного воздействия на общественное сознание (историческую память), неизбежно отказывается от части собственного суверенитета", - убежден министр культуры.

Спрос на патриотизм и героическое прошлое Мединский считает фундаментальным запросом "любого жизнеспособного общества и любого устойчивого государства", кроме стран, "элиты которых лишены политической и иной субъектности", а такое, по его словам, случается в провинциях или колониях более мощных держав.

Мединский отметил, что в годы войны "из исторического небытия (поскольку многие из этих фигур не присутствовали даже в школьных учебниках) были извлечены персонажи Петра Первого, Ивана Грозного, адмирала Нахимова, Александра Невского", и получилось, что "целые поколения учили историю не столько по учебникам, сколько по фильмам, книгам, спектаклям". Результатом стало двойное искажение истории - подлаживание событий прошлого под конъюнктуру и пропускание их через художественный вымысел. Министр добавил, что такой феномен случается в любые эпохи и при любом режиме. Например, "при царе" роман Толстого "Война и мир" оказал на господствовавшие в обществе представления о войне 1812 г. гораздо большее влияние, чем все исследования тогдашних историков, вместе взятые, утверждает Мединский.

По словам министра, в массовом сознании "история и не может существовать иначе как набор мифологизированных, образно-символических представлений". В интересах государства или общества разрыв между этим набором образов и накопленной наукой знаниями должен быть минимальным, считает Мединский. "Историческое самопознание не может строиться на неадекватных, ничего общего с реальностью не имеющих мифах", - сказал он.

16 января на встрече президента Владимира Путина с разработчиками единой концепции преподавания истории стало известно, что такая концепция уже подготовлена и будет вводиться в школах по пожеланиям большинства учителей истории. Новый единый учебник появится в школах хотя бы как пилотный вариант в сентябре 2016 г. ( его оператором также выступит Российское историческое общество под руководством Сергея Нарышкина). Пока учителям разошлют новые методички, и из ЕГЭ уже в ближайшее время уберут вопросы, которые не соответствуют концепции. Путин заверил, что речь идет не о идеологизированном единомыслии, а о единой логике преподавания.