Счетная палата констатировала снижение качества и доступности медпомощи в 2013 году

В 2013 г. выполненные объемы медицинской помощи по стране в сравнении с данными 2012 г. говорят о снижении ее доступности и качества, показала проверка Счетной палаты.

Результаты девяти контрольных мероприятий, посвященных аудиту формирования, финансового обеспечения в 2013-2014 гг. и реализации в 2013 г. федеральной и региональных программ государственных гарантий бесплатной медпомощи и базовой программы ОМС рассмотрела коллегия палаты. В ходе этих проверок аудиторы проанализировали ситуацию в 83 регионах, Минздраве и Федеральном фонде ОМС. Доклад представил аудитор Александр Филипенко.

По словам аудитора, в 2013 г. на оплату медпомощи в рамках территориальных программ госгарантий было израсходовано 1,6 трлн руб., или 96,3% от утвержденного объема. По сравнению с 2012 г., получив больше средств ОМС, регионы на 18% сократили собственные средства - с 581 млрд руб. до 478 млрд. В 2014 г. это сокращение продолжилось в 39 регионах.

В 2013 г. было сокращено 76 поликлиник и 302 больницы, сообщил Филипенко. В государственных больницах сокращено 35 000 коек, в селах - 14 000 коек, или 4,5% от общего количества. Лидируют по сокращению коек в госбольницах Волгоградская область (9,1%), Татарстан (7,2%), Свердловская область (4,8%) и Москва (3,7%). При этом во всех указанных регионах, кроме Москвы, объемы оказанной стационарной помощи в 2013 г. значительно превышают нормативные значения, говорится в докладе.

Особую озабоченность проверяющих вызвало сокращение 7200 врачей, работающих в государственных медицинских учреждениях. По словам Филипенко, в первую очередь сокращение коснулось врачей клинических специальностей - на 5100 человек. Средний медперсонал был сокращен на 3600 человек. В Волгоградской области из государственного здравоохранения ушли 1300 врачей, в Ставропольском крае и в Республике Татарстан - по 600 врачей, в Приморском крае - более 700 врачей. Оплата за час работы почти не выросла в 2013 г. В I квартале 2014 г. по сравнению с январем - мартом 2013 г. в 21 регионе зарплата врачей федеральных учреждений снизилась на 2-17% вследствие снижения в 2014 г. их финансирования. Также отмечено, что разброс уровня зарплаты по сопоставимым регионам достигает 40%. Например, в Республике Мордовии средняя зарплата врачей - 24 781 руб., в Ярославской области - 29 540 руб., а в Калужской области - 42 301 руб.

Объем платной медпомощи увеличился на 14 млрд руб., говорится в докладе. На 12% выросло число больных, пролеченных в стационарах платно. "Это те же государственные лечебно-профилактические учреждения, те же койки, но приоритет отдается платным пациентам, ограничивая доступность помощи в рамках ОМС. Наибольший рост платных услуг отмечен в Москве, Санкт-Петербурге, Республике Татарстан", - сказал Филипенко.

Дефицит средств ОМС выявлен по 40 программам в 2013 г. на сумму 26,1 млрд руб., в 2014 г. - по 59 программам на 55,3 млрд руб. Проверка также установила, что некоторые регионы при расчете нормативов финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи не произвели их корректировку на коэффициент дифференциации, т .е. утвердили их на уровне ниже необходимых значений. Так, например, в терпрограмме г. Москвы такая корректировка не была произведена для профилактической медицинской помощи и медицинской помощи, оказываемой в условиях дневных стационаров.

Проблемы с расчетом стоимости медицинских услуг привели к большому разбросу цен по регионам. В 2013 г. стоимость вызова скорой помощи в Тамбовской области составляла 1000 руб., а в Северной Осетии - 3500 руб. В отличие от федеральных учреждений, где стоимость ВМП утверждена приказом, регионы формировали тарифы самостоятельно при отсутствии федерального регулирования. В итоге стентирование коронарных артерий в Липецкой области (45 082 руб.) в 3 раза дешевле, чем в соседней Тамбовской (159 373 руб.), а химиотерапия в Красноярском крае (83 112 руб.) в 2,8 раза дороже, чем в Алтайском (28 853 руб.). Посещение врача-онколога в Костроме стоит 750 руб., а в Челябинской области - 250 руб.

Филипенко также констатировал, что Минздрав не выполнил свои полномочия по утверждению стандартов медпомощи. "Покрыто стандартами для стационарных условий всего 17,2% заболеваний", - говорится в докладе. В результате федеральная программа госгарантий бесплатного оказания медицинской помощи (ПГГ) сформирована без учета стандартов медпомощи и их стоимости. С 2013 г. оплата медпомощи должна осуществляться на основании полного тарифа, включающего все статьи затрат: зарплату, коммунальные расходы, транспортные услуги, закупку медикаментов, расходных материалов и др. Однако Минздрав нарушил сроки и утвердил методику расчета стоимости тарифа только 20 ноября 2013 г., уже после принятия правительством федеральной ПГГ как на 2013, так и на 2014 гг., говорится в докладе. "Министерство не произвело расчет стоимости полного тарифа, как следствие - регионы бессистемно устанавливают у себя стоимость лечения", - указал Александр Филипенко.