Инициативу Навального об уголовной ответственности за незаконное обогащение 9 февраля рассмотрит экспертная группа

undefined

Экспертная группа на уровне правительства 9 февраля собирается рассмотреть законодательную инициативу Алексея Навального об уголовной ответственности за незаконное обогащение. Об этом "Интерфаксу" сообщил член группы, зампред комитета по конституционному законодательству Совета Федерации Константин Добрынин. Он напомнил, что авторы инициативы предлагают имплементировать в российское законодательство статью 20 Конвенции ООН против коррупции и "ввести наказание вплоть до лишения свободы для чиновников, если стоимость их недвижимости и других активов значительно превышает доходы, указанные в их декларации". Такой подход "позволит пресечь использование чиновниками незаконно полученных средств, упростит борьбу с взятками, повысит внимание к декларациям и в конечном счете приведет к значительному снижению уровня коррупции в России", считают авторы предложения.

Добрынин считает, что такой принцип не только не поможет искоренить коррупцию в России, но и может отбросить российское право на несколько веков назад. "В своем предложении юрист Навальный, активно ратующий за разоблачение коррумпированных чиновников, показал свою откровенную слабость правового обоснования своих идей. В статье 20 Конвенции ООН не идет речь о ситуации, "когда человек подал заведомо ложную декларацию, скрывая неправомерно полученные доходы от взяточничества, злоупотребления должностными полномочиями, незаконного предпринимательства и т. д.", - напомнил сенатор, добавив, что "это даже не обсуждается, так как такие действия, априори, образуют составы преступлений и относятся к императивно повсеместно признаваемым противоправным деяниям". Сенатор считает, что идея Навального сводится к попытке ввести в российское право "институт объективного вменения или привлечения лица к уголовной ответственности без установления его вины", когда человека будут привлекать к уголовной ответственности не за совершение конкретного состава преступления, а за неспособность доказать законность происхождения своих средств. "Подобный подход практиковался в праве древнего мира и советском праве 30-х годов", - напомнил Добрынин.

Кроме того, он обращает внимание на саму статью 20 Конвенции, которая "является одной из диспозитивных норм, которые предлагается рассмотреть как возможные к имплементации, если они не нарушают базовые, фундаментальные принципы права". "Таковые либеральные, традиционные для европейской культурной традиции пресловутая статья 20 нарушает, вследствие чего эта норма и не нашла своего места в уголовном законодательстве большинства европейских государств", - отметил Добрынин, указав при этом, что данное положение появилось в антикоррупционной Конвенции "из старых, преимущественно латиноамериканских норм". По словам сенатора, в настоящее время это законоположение нашло свое отражение лишь в странах с не самой развитой и эффективной правовой системой.

Он предлагает найти формат, в рамках которого депутаты или члены правительственной экспертной группы могли бы сделать весь комплекс идей Навального "более солидным и пригодным к широкому общественному обсуждению". "Полагаю, 100 000 человек, подписавшие петицию в поддержку законопроекта, абсолютно точно заслуживают этого, также как и заслуживают тщательной и юридически выверенной работы над значимым для общества вопросом", - подытожил Добрынин.