Нидерландский юрист назвал альтернативы международному трибуналу по MH17

undefined

Кроме создания международного трибунала для дела о катастрофе MH17 под Донбассом есть еще две возможности. О них Deutsche Welle рассказал нидерландский адвокат и юридический консультант международных трибуналов Геерт-Ян Кноопс. Это трибунал, созданный несколькими государствами при поддержке ООН, к примеру, на уровне Генассамблеи, и суд в Нидерландах.

Кноопс отметил, что трибунал, созданный по резолюции Совбеза ООН, будет иметь наивысшую юридическую силу. С ним будут обязаны сотрудничать все страны мира, в противном случае им грозят экономические санкции, "как это было с Сербией касательно трибунала по Югославии". Но на его создание уйдет два-три года, а Россия, которая имеет право вето в СБ, выступает против такой формы процесса.

Суд, поддержанный ООН, будет иметь меньше полномочий. Так был сформирован специальный суд по Сьерра-Леоне, основанный по договору между ООН и правительством страны, а также суд по Камбодже в Пномпене.

По словам юриста, в Нидерландах система уголовного судопроизводства с 2003 г. имеет специальную палату для международных преступлений в составе окружного суда Гааги. Она уже вынесла несколько вердиктов - по Руанде, Афганистану, Сомали. В этом случае дальнейшее рассмотрение дела возможно в апелляционном суде Гааги и Верховном суде Нидерландов. Кноопс допускает, что возможны проблемы с исполнением приговоров такого суда, если страна, где проживают виновные, откажется с таким судом сотрудничать. Заочного рассмотрения дела международные уголовные трибуналы не допускают, добавил он.

Помимо непосредственных исполнителей преступлений в международных трибуналах могут судить высокопоставленных военных или политиков, подозреваемых в даче приказов, но только если обвинение соберет доказательства против них, сказал юрист. Сотрудников Malaysia Airlines или авиационной службы Украины, которые отвечали за воздушное пространство, уголовно наказать будет невозможно, считает он. По его мнению, их могут признать виновными в рамках гражданско-правовой ответственности.