СКР сообщил о полусотне аварий на российских шахтах за последние пять лет

undefined

За последние пять лет на российских шахтах произошло около 50 аварий, заявил представитель Следственного комитета России Владимир Маркин. Он считает, что пришло время "кардинально менять подходы к организации труда на подобных объектах, уделив первоочередное внимание безопасности". Заявление Маркина прозвучало в связи с началом рассмотрения по существу дела об аварии на шахте "Распадская" в Кемеровской области, где после серии взрывов метана 8 и 9 мая 2010 г. погиб 91 человек. СКР по итогам расследования предложил "комплекс мер как организационного, так и нормативного характера, направленный на устранение нарушений требований безопасности", напомнил представитель ведомства и констатировал, что, "несмотря на возможность учесть прошлые ошибки, трагедии не прекратились".

На совещании 16 марта у вице-премьера Аркадия Дворковича совладелец "Мечела" Игорь Зюзин предложил закрыть угольные шахты с опасным содержанием метана и перейти на открытый способ ведения горных работ. Об этом "Ведомостям" рассказали информированные источники. Замминистра энергетики Анатолий Яновский на этом же совещании представил статистику: из 70 действующих угольных шахт неопасны восемь, а 38, на которых добывается 18 млн т уголя в год, сверхопасны. Критически опасны 12 шахт. Здесь добывается чуть более 9 млн т угля в год. Четыре из этих 12 шахт принадлежат «Северстали».

По делу "Распадской" судят восемь человек. Это техдиректор ЗАО «Распадская угольная компания» Анатолий Рыжов, директор ОАО «Распадская» - заместитель генерального директора ЗАО «Распадская угольная компания» Игорь Волков, главный инженер ОАО «Распадская» Андрей Дружинин, командир Новокузнецкого отдельного военизированного горноспасательного отряда Александр Апальков, начальник службы вентиляции, дегазации и профилактики Владислав Вальц, начальник участка вентиляции и техники безопасности Вячеслав Радцев, начальник смены Игорь Белов, а также государственный инспектор Междуреченского территориального отдела горного надзора управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора по Кемеровской области Федор Веремеенко. Веремеенко обвиняется в халатности, остальные - в нарушении правил безопасности на взрывоопасных объектах, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц.

По версии следствия, случившееся стало "последствием желания руководства предприятия увеличить объемы добычи угля и, соответственно, финансовой прибыли". Рыжов, Дружинин, Волков, Вальц и Радцев разработали и утвердили собственную техническую документацию в нарушение установленных правил безопасности, согласно которой добыча угля увеличивалась практически в 3 раза по сравнению с безопасным планом и достигала 21 500 т, говорится в сообщении на сайте СКР. Веремеенко фактически не выполнял обязанность по контролю за пылевзрывозащитными мероприятиями на шахте, считает следствие. Начальник смены Белов утвердил наряды на выполнение работ в шахте, достоверно зная о взрывоопасной обстановке на ней.

Руководить ликвидацией последствий первого взрыва, при котором погибли 65 горняков, должен был главный инженер Дружинин, но он "фактически самоустранился от выполнения возложенных на него обязанностей", считает СКР. Техдиректор Рыжов также не принял необходимых мер. Начальник смены Белов и директор шахты Волков направили не менее 140 работников следующей смены для герметизации надшахтных зданий в условиях реальной угрозы повторного взрыва, полагает следствие. Командир горноспасательного отряда Апальков, который знал о неизбежности повторного взрыва, отправил в шахту подчиненных, не имеющих статуса спасателя, также для установления обстоятельств аварии и спасения находящихся в шахте людей. При втором взрыве погибли 19 человек, спускавшихся в шахту, и семь человек на поверхности.

Дело рассматривает Междуреченский городской суд. "После того как в суде будут установлены личности всех подсудимых и озвучены их права, представитель гособвинения начнет оглашение обвинительного заключения, которое может занять несколько дней", - сказал "Интерфаксу" сотрудник пресс-службы областной прокуратуры.

На предварительных слушаниях 2-3 марта суд оставил без изменения меру пресечения всем восьмерым подсудимым. В настоящее время четверо из них находятся под подпиской о невыезде, еще один отпущен под залог. Трем обвиняемым продлены сроки содержания под стражей на три месяца, до 24 мая.