Профильный институт РАН займется поиском источника рутения-106

undefined

Институт безопасного развития атомной энергии РАН (ИБРАЭ РАН) и Российская национальная комиссия по защите от радиационного риска создадут независимую комиссию для поиска источника рутения-106, который обнаружили осенью в атмосфере в ряде регионов России и в Европе. Это «Интерфаксу» сообщили в департаменте «Росатома». Создать комиссию предложили ученые, они сослались на интересы российской и европейской общественности.

ИБРАЭ РАН согласился координировать работу по созданию комиссии.

Сначала о появлении рутениевого облака в атмосфере над Европой сообщили, в частности, германское федеральное ведомство по защите от радиации (BfS) и французский институт ядерной безопасности IRSN. Они отмечали безопасность выброса для здоровья и предполагали, что источником изотопа мог стать выброс на одном из предприятий в России или Казахстане в конце сентября. После этого пресс-конференцию дал вице-губернатор Челябинской области Олег Климов. Он заявил, что появление рутения-106 в атмосфере не могло быть связано с челябинским ПО «Маяк» (входит в «Росатом»). «Росгидромет и "Росатом" не фиксировали рутений на нашей территории, а в Румынии, Италии, Украине он был», а «у нас – ноль», и эти данные «подтверждены МАГАТЭ». «Источник находился где-то за тысячи километров от Урала. Голословно заявлять, где именно, в отличие от тех же немцев, я не буду», – говорил чиновник (цитаты «Коммерсанта»).

Шум по поводу выброса изотопа в России начался после того, как 21 ноября Росгидромет сообщил, что 26 сентября в окрестностях Челябинска был зарегистрирован резкий всплеск концентрации радиоактивного изотопа рутения. В Аргаяше было зарегистрировано превышение фона рутения-106 за предыдущий месяц в 986 раз, а в Новогорном - в 440 раз. После этого и в Росгидромете, и в других ведомствах, и в «Росатоме» назвали эту концентрацию изотопа неопасной для здоровья, а сам Росгидромет пообещал изменить форму информационных бюллетеней, чтобы избежать недопонимания и искажений данных в СМИ. Руководитель службы Максим Яковенко объяснял, что источник выброса не искали, поскольку концентрация изотопа была неопасной.