Компании недооценивают размер расходов на интеграцию бизнеса после проведения сделок слияний и поглощений (M&A). При этом величина таких расходов составляет 14% от общей стоимости сделок M&A

09 апреля 2014
• Средняя величина расходов на интеграцию составляет 36 млн. евро (50 млн. долларов США) • Более 20% респондентов отмечают, что не предусмотрели в бюджете достаточной суммы для покрытия расходов на интеграцию • Привлечение в ходе сделки в штат компании-покупателя новых высококвалифицированных специалистов из приобретаемого бизнеса рассматривается участниками исследования не как стратегически важный фактор, а как дополнительный бонус при заключении сделки M&A

ЛОНДОН, МОСКВА, 9 апреля 2014 года. Крупные корпорации вновь рассматривают заключение сделок слияний и поглощений (M&A) в качестве одного из источников роста и развития бизнеса, в то же время все больше компаний осознают, что недооценивали величину расходов и ресурсов, необходимых для успешной интеграции приобретаемых активов. В то время как процесс интеграции часто воспринимается как второстепенный, именно этот этап позволяет оценить результативность сделок, – таковы выводы нового исследования EY «Эффективная интеграция: управление процессом объединения для обеспечения успешности сделок M&A» (The right combination: Managing integration for deal success).

Результаты исследования, при подготовке которого были опрошены более 200 руководителей компаний из разных стран, вовлеченных в процесс интеграции активов, базируются на данных о наиболее значимых сделках за последние 12-14 месяцев. Они говорят о том, что компании в среднем тратят на интеграцию 14% от общей стоимости сделки M&A. В 2013 году средняя стоимость сделок, информация о которых была раскрыта, составила 256 млн. евро (342 млн. долларов США) , что позволяет оценить интеграционные расходы в расчёте на сделку в среднем в 36 млн. евро (50 млн. долларов США).

Хотя в целом компании стараются выделить необходимые для интеграции ресурсы, есть основания говорить о том, что они всё же не закладывают в бюджет достаточные объемы средств на интеграционные расходы. Более 20% респондентов отметили, что им следовало бы предусмотреть в бюджете больше средств на интеграционные расходы. Согласно данным исследования, 38% представителей компаний, бюджеты которых предусматривали интеграционные расходы в размере 10% от общей стоимости сделки, сказали, что увеличили бы объем расходов на 5%, если бы у них была такая возможность.

Также компании зачастую недооценивают потребность в сотрудниках, необходимых для успешного проведения интеграции: лишь 4% респондентов отметили, что в их организациях рабочие группы, проводящие интеграцию, насчитывали 16 и более специалистов, 46% опрошенных сказали, что численность таких групп была меньше 10 человек.

Макс Хейбек, руководитель глобальной практики услуг EY по операционным аспектам сделок, говорит: «Вне зависимости от того, какие цели побуждают компании заключать сделки M&A – выход на новые рынки, диверсификация или увеличение рыночной доли – организациям необходимо сохранять правильное соотношение между затратами, временем и количеством сотрудников в интеграционной команде. Это особенно важно ввиду того, что многие компании не знают правильный алгоритм действий во время процесса интеграции. Если интеграция проведена успешно, она будет способствовать дальнейшему росту и процветанию компании. В противном случае она может привести к значительному снижению стоимости бизнеса».

Борьба за высококвалифицированных сотрудников: мифы и реальность

Лишь 21% руководителей компаний сказали, что привлечение в ходе сделки в штат компании-покупателя высококвалифицированных сотрудников из приобретаемой компании стало одним из мотивов совершения ими последней крупной сделки M&A. При этом ни один из респондентов не выделил этот фактор в качестве основного, определившего решение заключить сделку.

Привлечение высококвалифицированных специалистов за счёт совершения сделок M&A не является приоритетом для компаний. Это практика контрастирует с представлением о том, что для обеспечения конкурентоспособности и успешного развития бизнеса, необходимо привлекать талантливых специалистов. Участники исследования считают, что привлечение высококвалифицированных специалистов является дополнительным преимуществом при заключении сделок M&A, а не стратегическим фактором, определяющим ее совершение.

Макс Хейбек говорит: «Для успешного выхода на новый рынок могут потребоваться профессиональные навыки и знания местных условий, которых часто не хватает большим корпорациям. Компаниям следует уделять больше внимания привлечению высококвалифицированных сотрудников, в частности, выделять ресурсы необходимые для мотивации специалистов, от которых зависит успех организации в будущем. В случае нехватки специалистов необходимой квалификации и с соответствующим опытом, организация может столкнуться с серьезными трудностями на пути к достижению основных целей сделки M&A, будь то экономический рост, выход на новые рынки или проведение НИОКР».

Отделы поддержки бизнеса остаются вне поля зрения руководителей компаний

По словам большинства респондентов, интеграция отделов маркетинга и продаж была основным фактором для заключения последней крупной сделки – так ответили 29% опрошенных. Еще 27% участников исследования сказали, что совершили сделку для объединения операционных подразделений, 24% руководителей компаний ставили своим приоретом объединение служб НИОКР.Такие функции отделов поддержки бизнеса как финансы (9%), управление персоналом (7%) и информационные технологии (6%) оказались в числе наименее важных факторов, которыми руководствуются респонденты при заключении сделок.

Макс Хейбек говорит: «Руководители компаний в большей степени заинтересованы в обеспечении экономического роста, чем в сокращении затрат и получении синергетического эффекта. Следует признать, что большинство организаций рассчитывают на то, что интеграция отделов финансов, управления персоналом, информационных технологий произойдёт сама собой. Они в меньшей степени уверены в успехе интеграции отделов продаж и маркетинга, которые непосредственно влияют на рост. Это увеличивает вероятность того, что они будут уделять этим направлениям больше внимания. При этом неудачная интеграция функций отделов поддержки бизнеса может сделать невозможным достижение других целей интеграции.

Несмотря на важность отделов информационных технологий для операционной деятельности компаний, лишь немногие руководители считают их интеграцию основной задачей, при этом более чем 20% респондентов в конечном итоге пришлось выделить для успешной интеграции отделов информационных технологий больше всего времени и денег. Эти данные позволяют предположить, что в рамках интеграционного процесса информационным технологиям уделяется недостаточное внимание, в результате чего руководителям компаний приходится тратить на них больше времени и средств, чем ожидалось ранее».

Учиться на чужих ошибках: ускорение, обсуждение и проведение процесса интеграции в два этапа

Наиболее эффективные интеграционные процессы предполагают определение мотивов заключения сделки с самого начала и разработку интеграционной стратегии на их основе.

Почти половина руководителей компаний (45%) ответили, что проводят проверки процессов интеграции активов после завершения сделок, 41% участников исследования систематизируют полученные за время интеграции данные и внедряют успешные практики их проведения.

Если бы участники исследования имели бы возможность еще раз осуществить интеграцию после заключения последней сделки, они ускорили бы процесс интеграции активов и провели бы ее в два этапа. Около 80% респондентов сказали, что ускорили бы процесс интеграции, 62% участников исследования провели бы интеграцию в два этапа, 58% руководителей компаний информировали бы заинтересованные стороны о ходе интеграционного процесса.

Макс Хейбек говорит: «Несмотря на то, что компании постепенно признают важность согласованной интеграционной стратегии и учатся на основе опыта, необходимость улучшений в данной области сохраняется. Компаниям следует тщательнее оценивать интеграционный бюджет и потребности в специалистах, а также уделять больше внимания интеграции отделов информационных технологий.

В настоящее время наблюдается восстановление активности на рынке M&A: компании готовятся к тому, чтобы использовать возможности, которые позволят им увеличить масштаб операций и выйти на новые рынки. В наибольшей степени этими возможностями воспользуются компании с продуманным интеграционным планом, должным образом составленным бюджетом, которые смогут объяснить цели сделок заинтересованным сторонам и назначат руководителями интеграционных процессов квалифицированных специалистов».

По словам Ильи Щербакова, руководителя отдела услуг EY по операционным аспектам сделок в СНГ, «результаты исследования отражают актуальные тенденции, наблюдаемые нами как на мировом, так и на российском рынке сделок M&A. Все больше компаний-покупателей на территории России уделяют внимание операционным аспектам заключения сделок M&A, таким как проведение предварительной экспертизы операционной деятельности приобретаемого бизнеса, тщательное планирование и осуществление интеграции бизнеса компании-покупателя с бизнесом приобретаемой компании.

В свете ограниченной ликвидности на рынке M&A повышение эффективности сделок за счет внутренних резервов будет иметь большое значение для игроков на рынке. В ближайшее время мы будем наблюдать повышение интереса к операционной составляющей сделок, так как в текущих условиях создать стоимость для акционеров может только хорошо подготовленная и проведенная сделка, направленная на достижение конкретных операционных показателей».

Об исследовании

Во II полугодии 2013 г. Remark, исследовательское подразделение группы Mergermarket, опросило 200 руководителей компаний, занимавшихся интеграцией активов после сделок слияния и приобретения. Респонденты рассказали о том, как основные причины, по которым компании совершили сделки в предшествующий период, повлияли на интеграционную стратегию.

Remark использовала базу данных Mergermarket для поиска компаний, совершивших в последние два года сделки слияния и приобретения стоимостью более 450 млн. долларов США. Полученный таким образом список был пропущен через фильтр, отсеявший компании с годовой выручкой менее 800 млн. долларов США.

Работающие в разных отраслях компании-респонденты представляют страны Северной и Южной Америки, Европы, Ближнего Востока, Африки и Индию. Все интервью проводились по телефону. Результаты представлены на анонимной и агрегированной основе.

Все пресс-релизы компании
  • Главное
  • Популярное