Российские медицинские компании планируют развивать бизнес, несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию

10 ноября 2015
- 45% медицинских компаний демонстрируют улучшение экономических показателей в 2015 году. - Большинство участников исследования считают, что в ближайшие несколько лет на рынке медицинских услуг ожидается стагнация. - Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, более 85% компаний имеют планы расширения медицинской сети. - Согласно ответам 38% респондентов, государство будет играть основную роль в дальнейшем развитии рынка.

МОСКВА, 10 НОЯБРЯ 2015 ГОДА. За последние три года большинство медицинских компаний зафиксировали рост оборота примерно на 25-30% в год. Несмотря на то, что в 2015 году многие из них наблюдают стагнацию и «проседание» рынка, большинство компаний планируют расширить свою медицинскую сеть. Такие выводы содержатся в новом исследовании компании EY «Исследование рынка коммерческой медицины в России - 2015 год». В частности, дальнейшему развитию рынка будет способствовать переход пациентов из государственных медицинских учреждений в частные.

В исследовании приняли участие более 20 крупнейших частных и ведомственных медицинских организаций, представленных в Москве, Санкт-Петербурге и других субъектах РФ.

Влияние кризиса на рынок коммерческой медицины

В ходе опроса респонденты признались, что ощущают влияние экономического кризиса, несмотря на то, что ухудшение показателей деятельности наблюдается менее чем у четверти клиник, участвовавших в исследовании. По словам опрошенных, медицинские услуги пользуются стабильным спросом лишь у наиболее обеспеченных граждан — остальные экономят и посещают врача только в случае необходимости.

Что касается тарифов, то многие клиники оставили их без изменений в рамках контрактов ДМС, но при этом пересмотрели для коммерческих пациентов. Большинство медицинских организаций очень избирательно подходили к пересмотру тарифов, несмотря на то, что 45% респондентов отметили существенный рост цен на оборудование и расходные материалы в связи с девальвацией национальной валюты. С сентября 2014 года только 33% респондентов повысили тарифы более чем на 5%.

Говоря об изменениях предпочтений пациентов в результате кризиса, респонденты упомянули значительное снижение спроса на дорогие и несрочные услуги, например на стоматологию и косметологию.

По словам участников исследования, наиболее популярными направлениями услуг в условиях кризиса стали психиатрия и кардиология. Кроме того, вырос спрос на услуги врачей с узкой специализацией, доступность которых существенно снизилась в рамках проведения реформы здравоохранения.

Анна Гусева, партнер EY, руководитель группы по оказанию консультационных услуг по сделкам предприятиям медико-биологической отрасли, отмечает: «Несмотря на то, что высвобождение специалистов из государственных клиник помогает коммерческой медицине решать вопрос нехватки медицинского персонала, более 70% респондентов назвали дефицит кадров одной из ключевых проблем, стоящих сегодня перед лечебными учреждениями».

Общий прогноз и факторы роста рынка

Мнения респондентов относительно темпов роста рынка медицинских услуг разделились следующим образом:

31% опрошенных прогнозируют значительный рост рынка (более 12-15% в год), 50% — рост в рамках инфляции, а по мнению 19%, рынок медицинских услуг в ближайшие трех-пяти лет расти не будет. При этом большинство участников исследования сходятся во мнении, что в ближайшие один-два года на рынке медицинских услуг ожидается стагнация.

По мнению 38% респондентов, государство является основной движущей силой дальнейшего развития рынка: именно от государственной политики (в области страхования, ГЧП, законодательного регулирования и т. д.) будут зависеть планы развития и направления деятельности частных медицинских организаций. Поэтому участники исследования ожидают изменений в государственной политике в области здравоохранения.

Некоторые респонденты говорили об усилении взаимодействия частного сектора и государства, а также о передаче государственных активов частному сектору (на условиях аренды, ГЧП, партнерства). В проектах ГЧП уже участвуют 35% респондентов, а 55% опрошенных, не принимающих участия в ГЧП, планируют ГЧП-проекты или рассматривают такую возможность. Основной проблемой, препятствующей эффективному партнерству с государством, являются существующие условия финансирования и предусмотренный государством ограниченный формат взаимодействия.

Делая прогнозы относительно спроса на медицинские услуги, респонденты сходятся во мнении, что в связи с ухудшением качества и ростом объема платных услуг в государственных клиниках отток пациентов из них в частные лечебные учреждения продолжится. Некоторые считают, что эта тенденция компенсирует даже негативную экономическую ситуацию.

С учетом неопределенных экономических условий респонденты прогнозируют снижение расходов населения на профилактические мероприятия и рост популярности самолечения медицинскими препаратами без предписания врачей.

Развитие медицинских организаций

Согласно ответам участников исследования, основными направлениями развития бизнеса в ближайшие три - пять лет являются расширение сети в рамках текущей географии присутствия (61 % респондентов) и расширение ассортимента медицинских услуг (57% респондентов).

Вместе тем, у лечебных учреждений на первый план вышли задачи сокращения расходов и необходимость повышения операционной эффективности, в том числе путем оптимизации системы управления.

Анна Гусева говорит: «Что касается дальнейшего развития, то основными задачами компании для себя видят продолжение роста за счет активной работы с клиентами, усиление позиций в перспективных направлениях (онкология, педиатрия и кардиология), а также обязательно внедрение высоких технологий и новейшего оборудования».

Краткая информация о компании EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Наши знания и качество услуг помогают укреплять доверие общественности к рынкам капитала и экономике в разных странах мира. Мы формируем выдающихся лидеров, под руководством которых наш коллектив всегда выполняет взятые на себя обязательства. Тем самым мы вносим значимый вклад в улучшение деловой среды на благо наших сотрудников, клиентов и общества в целом.

Мы взаимодействуем c компаниями из стран СНГ, помогая им в достижении бизнес-целей. В 20 офисах нашей фирмы (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Тольятти, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4500 специалистов.

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited − юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, − является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам. Более подробная информация представлена на нашем сайте: ey.com.

Глеб Костарев EY + 7 (495) 755 97 00
Оригинал пресс-релиза
Все пресс-релизы компании
  • Главное
  • Популярное