Низкие цены на нефть заставляют нефтегазовые компании повышать операционную эффективность

25 января 2016

МОСКВА, 25 ЯНВАРЯ 2016 ГОДА. Устойчивое снижение цен на углеводородное сырье и неопределенные перспективы их восстановления в ближайшем будущем требуют от предприятий нефтегазовой сектора сосредоточить все усилия на повышении операционной эффективности. Согласно исследованию EY «Повышение операционной эффективности в нефтегазовой отрасли» (Driving operational performance in oil and gas), 77% отраслевых компаний либо уже реализуют программу повышения операционной эффективности (ПОЭ), либо реализовали ее в прошлом.

В отчете указано, что эффективная реализация программ ПОЭ способна обеспечить нефтегазовым компаниям значительную экономию. Расчеты EY показывают, что только по крупнейшим международным ВИНКам (исходя из объема мирового производства на уровне в 93,5 млн баррелей в сутки, исходного уровня затрат в 6,80 доллара США за баррель и среднего роста издержек в 2,85% при минимальном в 2,25%) за счет сокращения затрат до уровня наиболее эффективных МНК экономия по отрасли может составить 30 млрд долларов США в течение пяти лет. Учитывая тот факт, что затраты большинства отраслевых участников в расчете на баррель нефти превышают 6,80 доллара США, а также то, что издержки национальных и независимых нефтяных компаний выросли намного больше, оценку на уровне 30 млрд долларов США можно считать довольно консервативной, то есть в секторе существуют огромные возможности по экономии.

При этом, старение нефтегазовой инфраструктуры и объектов производства увеличивают для компаний риск отказа оборудования. Даже если оно продолжает работать, достижение оптимальных результатов при использовании изношенных основных средств в большинстве случаев невозможно, и это становится дополнительным фактором снижения производительности, затрудняя реализацию инициатив, направленных на повышение эффективности. Отметим, что, согласно результатам исследования, более 50% нефти в мире добывается с использованием оборудования, которое уже выработало больше половины ресурса.

EY опросила 30 нефтегазовых компаний, в число которых вошли крупнейшие международные корпорации, национальные нефтяные компании и независимые игроки, на предмет наличия у них программы ПОЭ. В случае если такая программа реализовывалась, EY выясняла, какие причины привели к ее запуску, на какие области деятельности она в первую очередь направлена, а также какова структура этой программы.

Артем Козловский, партнер EY, руководитель группы по оказанию консультационных услуг компаниям нефтегазовой отрасли в СНГ, отмечает: «Учитывая непредсказуемые цены на нефть на мировых рынках, стратегия лидерства по издержкам становится одной из основных тенденций как в добыче и нефтесервисах, так и в переработке (включая розницу). Поэтому большинство крупнейших нефтегазовых компаний СНГ уже приступили к реализации программы сокращения затрат и повышения эффективности: однако кто-то подошел к этому системно, кто-то делает это спорадически. При этом, у многих «лежащая на поверхности» очевидная экономия на закупках, оборотном капитале, капитальных проектах уже выбрана, и дальше придется «резать по живому». Чтобы не разрушить стоимость, требуется не только глубокое понимание отраслевой местной специфики и самой компании, но и объективность, которая предполагает сопоставимость результатов бенчмаркинга, независимость проверки нормативов, хронометражей, собранной и проанализированной статистики, расчета эффекта. И конечно, личная заинтересованность в результате не только высшего руководства, но и непосредственно линейных и функциональных руководителей в местах возникновения затрат, с последующим регулярным мониторингом. В этом случае оптимизируемые затраты возможно оперативно уменьшить еще как минимум на 12-15% за несколько месяцев. И далеко не только за счет сокращений персонала и фонда оплаты. Средний результат более двадцати наших проектов по повышению операционной эффективности за последние два года: сокращение ежегодных затрат на 18-20%».

Большинство компаний (77%) реализуют программу ПОЭ в настоящее время, либо реализовали ее в прошлом, при этом 53% программ проводилось в масштабах всей организации. Среди международных нефтяных компаний доля респондентов, реализовавших программы ПОЭ, составляет 86%, в то время как 50% опрошенных национальных нефтяных компаний до сих пор не запустили программы ПОЭ.

Одна из основных причин, по которой представители отрасли активно занялись повышением операционной эффективности, заключалась в необходимости внедрения улучшений в сфере охраны труда, техники безопасности и воздействия на окружающую среду, как правило, после того как в этой области имела место внештатная ситуация. Компании, в которых таких случаев не было, зачастую начинали заниматься данным вопросом после крупных ЧП у других отраслевых игроков. Среди респондентов, реализующих программу ПОЭ, 43% отмечают снижение как наблюдаемого коэффициента частоты травматизма и происшествий, так и уменьшение продолжительности временной нетрудоспособности в результате происшествий, причем это в равной степени относится к штатным и внештатным сотрудникам. Две компании из выборки EY достигли лучших в своей истории показателей в области сокращения разлива нефти и снижения травматизма.

Еще одной веской причиной начать реализацию программы ПОЭ стала необходимость повышения финансовой и операционной эффективности с целью минимизации затрат и сокращения отставания от конкурентов. 43% компаний успешно решили эту задачу и добились снижения суммарных операционных издержек и затрат по таким направлениям, как, например, бурение скважин. При этом большинству респондентов удалось достичь соответствующих целевых показателей раньше установленного срока.

Нефтегазовые компании, реализующие программы ПОЭ, отмечают увеличение времени наработки оборудования на отказ (т.е. до его выхода из строя). Увеличение времени наработки оборудования на отказ стало одной из причин роста добычи нефти и газа, достигнутого в ходе реализации 29% программ ПОЭ.

Несмотря на то, что большинству компаний удалось добиться улучшения нескольких критически важных операционных показателей, лишь очень немногие добились максимальных результатов. В целом по отрасли существует множество недоиспользованных возможностей в этом отношении. Проведенный компанией EY анализ показывает, что разрыв между теоретически возможным и достигнутым повышением эффективности возникает на этапе разработки стратегии и приводит к сбоям процессов на уровне активов.

В отчете выделены пять наиболее распространенных причин низкой операционной эффективности:

1. Слабая взаимосвязь между коммерческими целями и системой планирования операционной деятельности;

2. Отсутствие эффективной операционной модели;

3. Неэффективное управление отношениями с поставщиками и подрядчиками;

4. Недостаточная надежность и целостность портфеля активов;

5. Малоэффективное управление затратами;

Информация о компании EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Наше глубокое понимание особенностей современной ситуации и высококачественные услуги способствуют развитию доверия и уверенности на рынках капитала и в экономике разных стран. Мы формируем выдающихся лидеров, которые объединяют свои усилия для выполнения обещаний, данных всем заинтересованным сторонам. Таким образом, мы вносим важный вклад в построение лучшего мира для своих сотрудников, клиентов и общества в целом.

EY сотрудничает с компаниями стран СНГ и содействует им в достижении бизнес-целей. В 20 офисах EY в СНГ (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Тольятти, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Алма-Ате, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4 500 квалифицированных специалистов.

Название EY относится к глобальной организации, объединяющей компании, входящие в EY Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. EY Global Limited ― юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, которая не оказывает услуг клиентам. Более подробная информация представлена на сайте: www.ey.com.

Все пресс-релизы компании
  • Главное
  • Популярное