Потребители смазочных материалов постепенно переходят на российскую продукцию

10 марта 2016
- На российский рынок смазочных материалов приходится 20% от всего европейского спроса. - Динамика рынка смазочных материалов зависит от экономического цикла, что подтверждается сокращением объема потребления смазочных материалов в России в 2014 году на 11% (без учета базовых масел).

МОСКВА, 10 МАРТА 2016 ГОДА. В связи с ростом цен на импортные смазочные материалы и государственной инициативой по импортозамещению все больше потребителей будут переходить на отечественную продукцию. Эта тенденция может усилиться на фоне планов крупных российских производителей смазочных материалов по расширению мощностей и повышению конкурентоспособности в премиальном сегменте. Такой вывод содержится в исследовании компании EY «Обзор российского рынка смазочных материалов — 2015 год». Тем не менее, спрос на импортные смазочные материалы по-прежнему остается стабильным в отраслях промышленности, эксплуатирующих преимущественно иностранное оборудование.

В рамках обзора EY проанализировала изменения, произошедшие в отрасли, и действия, которые можно предпринять в сложившихся непростых условиях. Чтобы узнать мнение участников рынка по этим и другим вопросам, компания EY провела опрос среди производителей и импортеров смазочных материалов, а также российских дистрибьюторов, автодилеров и представителей розничных сетей, специализирующихся на продаже запасных частей и шин.

На сегодняшний день российский рынок смазочных материалов является крупнейшим в Европе: на него приходится 20% от всего европейского спроса. В 2014 году объем потребления смазочных материалов в России, включая базовые масла, составил 2,5 млн тонн, что на 14% больше, чем в 2011 году (2,2 млн тонн). В то же время, за вычетом базовых масел, спрос фактически сократился на 6% — с 1,6 млн тонн до 1,5 млн тонн. В связи с проциклическим характером этого рынка текущий экономический кризис, санкции западных стран, обесценение российского рубля и снижение потребительской активности с большой вероятностью окажут на него отрицательное влияние. Однако после 2016 года ожидается восстановление объема продаж автомобилей, что должно положительно сказаться и на потреблении смазочных материалов. Ожидается, что в результате российский рынок автомобильных смазочных материалов восстановится и к 2020 году вырастет на 12% в связи с ростом объема продаж легковых автомобилей.

Григорий Арутюнян, партнер EY, руководитель группы по оказанию услуг компаниям нефтегазовой отрасли в СНГ, отмечает: «Обесценение рубля привело к сокращению спроса на импортные смазочные материалы, который может снизиться еще больше в связи с планами крупных российских производителей по расширению своих мощностей. Часть участников опроса отмечают уменьшение объема продаж и смещение спроса в сторону продукции более низких ценовых сегментов. Такой сдвиг в первую очередь наблюдается в промышленности, в то время как в розничном сегменте потребители, как правило, сохраняют верность выбранному бренду смазочных материалов».

Что касается объема производства смазочных материалов в России, то в 2014 году он составил 3,2 млн тонн, что на 13% больше, чем в 2011 году (2,8 млн тонн). Основным фактором роста стало увеличение производства смазочных масел, в то время как производство пластичных смазок и суспензий для нанесения твердых смазочных покрытий за тот же период резко сократилось (на 53% — с 13,8 тыс. тонн до 6,5 тыс. тонн). Спад производства пластичных смазок может быть частично связан с изменением структуры потребления. Российские производители в основном выпускают стандартные пластичные смазки в соответствии с ГОСТом. Снижение спроса на них ведет к сокращению объема производства. Значительная часть смазочных материалов производится в Приволжском федеральном округе.

В 2014 году импорт смазочных материалов в Россию сократился на 2% и составил 547 тыс. тонн. Данная тенденция в основном объясняется обесценением рубля на фоне падения цен на нефть и связанным с этим ростом стоимости импортных смазочных материалов в местной валюте. В основном смазочные материалы импортируются из ЕС, объем импорта из США и Азиатского региона не является существенным. Четверть от общего объема импорта приходится на Финляндию.

На фоне экономических санкций западных стран Правительство Российской Федерации стимулирует импортозамещение. В частности, наблюдается рост объемов импортозамещения в таких секторах промышленности, как машиностроительная и энергетическая отрасли. Кроме того, 97% потребления смазочных масел в металлургической отрасли обеспечивается за счет внутреннего производства. Тем не менее в некоторых секторах, таких как цветная металлургия и целлюлозно-бумажная отрасль, в основном используется импортное оборудование. В связи с этим ожидается, что доля иностранных смазочных материалов в объеме потребления данных секторов останется высокой.

Краткая информация о компании EY

EY является международным лидером в области аудита, налогообложения, сопровождения сделок и консультирования. Наши знания и качество услуг помогают укреплять доверие общественности к рынкам капитала и экономике в разных странах мира. Мы формируем выдающихся лидеров, под руководством которых наш коллектив всегда выполняет взятые на себя обязательства. Тем самым мы вносим значимый вклад в улучшение деловой среды на благо наших сотрудников, клиентов и общества в целом.

Мы взаимодействуем c компаниями из стран СНГ, помогая им в достижении бизнес-целей. В 20 офисах нашей фирмы (в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Ростове-на-Дону, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Тольятти, Алматы, Астане, Атырау, Бишкеке, Баку, Киеве, Ташкенте, Тбилиси, Ереване и Минске) работают 4500 специалистов.

Название EY относится к глобальной организации и может относиться к одной или нескольким компаниям, входящим в состав Ernst & Young Global Limited, каждая из которых является отдельным юридическим лицом. Ernst & Young Global Limited − юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Великобритании, − является компанией, ограниченной гарантиями ее участников, и не оказывает услуг клиентам. Более подробная информация представлена на нашем сайте: ey.com.

Глеб Костарев EY + 7 (495) 755 97 00
Оригинал пресс-релиза
Все пресс-релизы компании
  • Главное
  • Популярное